Определение элементов циркуляции можно производить многими способами:
с помощью РЛС, фазовых РНС, плавающих объектов, на створах, по двум
горизонтальным углам, по пеленгу и вертикальному углу и т. д. Элементы
циркуляции определяют опытным путем для основных режимов главного
двигателя (полный, средний, малый, самый малый), при развороте через
левый и правый борт, в балласте и в полном грузу.
Для этого руль перекладывают на левый или правый борт (на 10°, 20°,
30°), через каждые 20-30 с определяют место судна на циркуляции,
замечают курсы и крен, затем на планшете или карте крупного масштаба по
данным наблюдений наносят места судна и соединяют их плавной кривой.
Определение элементов циркуляции с помощью РЛС. Объектом, относительно
которого определяют элементы циркуляции, могут быть судно, стоящее на
якоре, или буй с радиолокационным отражателем. Если имеется течение, то
для его исключения судно или буй должны находиться на плаву (без якоря).
Для примера возьмем буй. На траверзе в расстоянии 2-3 кб от них судно
начинает описывать циркуляцию (рис. 165).
При подаче команды на руль (точка А) запускают 3 секундомера. В момент
начала поворота судна (точка В) один из секундомеров останавливают. Он
покажет время предварительного периода. В момент начала поворота
(маневренный период), а также на установившемся движении (эволюционный
период) через 20-30 с берут пеленги или курсовые углы по компасу ,и
измеряют расстояние до буя с помощью РЛС. Одновременно замечают курсы и
показания кренометра. В момент прихода судна на обратный курс (КУ=180°)
останавливают второй секундомер. В момент возвращения судна на
первоначальный курс останавливают третий секундомер и производят
построение кривой циркуляции. Для этого на планшете или карте от одной
точки (буя) прокладывают истинные пеленги (Л) и измеренные расстояния в
произвольно выбранном масштабе. Точки (М) соединяют плавной кривой,
получают циркуляцию и с нее снимают все элементы и сводят в таблицу
маневренных элементов судна.
Когда необходимо получить только тактический диаметр DT и полупериод
циркуляции по упрощенной схеме, то поступают следующим образом. Судно
следует с необходимой скоростью и курсом с расчетом пройти буй на
траверзе в расстоянии 2-3 кб. При прохождении траверза буя подают
команду на руль (поворот 10-15-30°), запускают секундомер и измеряют
расстояние до буя DI с помощью РЛС. В момент прихода судна на обратный
курс (КУ=180°) секундомер останавливают. Судно следует этим курсом и в
момент траверза буя измеряют расстояние D2.
Тактический диаметр
Dт = D2 -D1,.
Эта формула справедлива при повороте судна в противоположную сторону от
буя.
Определение циркуляции судна с помощью фазовых РНС. Для определения
элементов циркуляции в этом случае используют радионавигационные
полигоны. Все построения выполняют на крупномасштабном планшете с сеткой
из гипербол. Этот способ очень важен для крупнотоннажных судов, которым
нужна большая площадь воды для маневрирования с учетом того, что их
кривая циркуляции значительно отличается от окружности. Для определения
циркуляции судно с заданной скоростью следует в заданную точку полигона.
В момент прихода в эту точку подают команду рулевому и начинают поворот,
включают секундомер и замечают отсчеты двух-трех фазометров и через
каждые 10 с замечают отсчеты этих фазометров и курс судна. По отсчетам
фазометровна гиперболы планшета наносят все
точки поворота, фиксируя при этом приход судна на обратный курс (КУ=180°)
и возвращение на первоначальный курс. Соединив все точки плавной кривой,
получим циркуляцию для данного судна.
Рис. 165 Определение элементов циркуляции с
помощью PЛC
Рис. 166. Таблица маневренных элементов судна
Нанеся у каждой точки отрезок линии курса и длину судна, получают
угол дрейфа (5 на циркуляции и ширину полосы воды, занимаемую судном во
время поворота.
Методика определения элементов циркуляции другими способами аналогична
изложенным, данные наблюдений заносят в таблицу (рис. 166).