Суда морского флота в основном имеют один винт и, как правило,
правого вращения. Есть суда и с двумя винтами. Это буксиры, ледоколы,
буксировщики, пассажирские и т. д. Иногда можно встретить суда с тремя и
более винтами (пассажирские, транспортные ледоколы и т. д.). >
Количество винтов зависит от конструктивного типа, назначения, района
плавания, обеспечения безопасности плавания, живучести и маневренности
судна, экономичности эксплуатации и т. д.
Бывает (на пассажирских судах, паромах и т. д.) СЭУ такой большой
мощности, что затрудняет использование суммирующего редуктора большой
мощности.
Двухвинтовые суда по сравнению с одновинтовыми имеют как преимущества,
так и недостатки. Преимущества:
при поломке или ремонте и профилактике одного движителя судно продолжает
следовать по назначению, управляясь рулем и вторым движителем;
при поломке рулевого устройства временно при хорошей погоде можно
управляться с помощью гребных винтов:
судно лучше маневрирует в стесненных условиях (реки, каналы, акватории
порта и т. д.);
хорошо управляется на заднем ходу.
Недостатки: гребные винты меньше оказывают влияние на перо руля, так как
винты вращаются наружу, то винтовая струя воды действует на перо руля
слабее;
расположение винтов в стороне от ДП судна увеличивает вероятность их
повреждения при плавании в узкостях и при швартовных операциях;
уменьшение общего к. п. д. СЭУ. На двухвинтовых судах гребные винты
установлены разного шага, т. е. на левом борту - винт левого шага, на
правом - правого. Наружное вращение винтов (лопасти в верхнем положении
движутся к бортам) предпочтительнее и в эксплуатации, потому что
уменьшаются вероятность повреждения лопастей винта плавающими предметами
и заклинивание гребных винтов битым льдом.
Улучшение маневренности этих судов достигается за счет того, что каждый
из винтов разнесен на некоторое расстояние от ДП судна. А это создает
плечо и появляется разворачивающий момент, который улучшает
поворотливость судна. Двухвинтовое судно за счет маневрирования
(реверсов) винтами может развернуться без помощи руля. При работе обоих
винтов на передний или задний ход и при положении руля прямо судно будет
меньше уклоняться в стороны.
Двухвинтовое судно разворачивается на небольшой акватории (а короткие
суда на месте), для чего необходимо работать винтами "враздрай", т. е.
одной машине задается режим переднего хода, а другой - заднего. В этом
случае передний ход задается на одну ступень меньше заднего.
Для транспортных судов с двумя винтами поступательное движение улучшает
поворотливость судна.
Трехвинтовые суда обладают маневренными свойствами одно- и двухвинтовых
судов. При наличии трех винтов судно может в широких пределах менять
циркуляцию. Для разворота такого судна требуется небольшая акватория. В
этом случае обычно работают средним винтом на передний ход, а бортовыми
"враздрай", руль должен быть переложен на борт в сторону разворота
судна.
На четырехвинтовых судах винты попарно расположены с каждого борта.
Управляемость этими судами такая же, как и двухвинтовыми,а техническое
обслуживание и управление с мостика усложняются.