Мостик и рулевая рубка - главный пост управления судном
Мостик - верхний ярус надстройки, где находится управление судном Он
может быть в виде надстройки или рубки с выносными крыльями до линии
борта или надстройки Предназначен для несения вахты на ходу, управления
судном во время швартовных операций, постановки и съемки с якоря
На мостике расположены - рулевая рубка, штурманская рубка, радиорубка,
могут быть каюты радиста, лоцмана и служебные поме щения для хранения
навигационных карт и пособий По бортам мостика (на крыльях) расположены
ходовые отличительные огни В настоящее время большинство современных
судов имеет совмещенные рулевую и штурманскую рубки В ночное время они
разделяются темными шторами Поэтому на морских судах особое внимание
уделяется конструкции мостика и его расположению Это необходимо не
только для удобства работы судоводителей, но и играет большую роль в
обеспечении безопасности мореплавания Поэтому мостик должен по
возможности обеспечивать круговой обзор, удобство в работе и
оперативность, рациональное расположение навигационных приборов и
устройств
Рулевая рубка - место непосредственного управления судном устроена таким
образом, чтобы иметь хороший обзор и компактность Передние окна рубки
делают большого размера с наклоном вперед и с подогревом Количество
дверей и окон зависит от конструкции рубки В рулевой рубке
устанавливаются приборы и устройства управления и контроля за движением
судна авторулевой, руль, машинный телеграф магнитный компас, репитеры
Iирокомпаса, эхолот, PJ1L, станция УКВ, внутрисудовая связь, пульты
управления СЭУ, панель включения сигнальных огней и т. д. В штурманской
рубке на навигационных картах ведется прокладка курса В ней находятся
штурманский стол с ящиками и полки для навигационных карт, пособий и
штурманских инструментов, радиотехнические средства, часы, репитер
гирокомпаса, курсограф, автоаларм, барометр и т. д. Для поддержания
чистоты и порядка штурманская и рулевая рубки закрепляются за третьим
помощником капитана
Наставление по организации штурманской службы на судах Минморфлота
(НШС-82) обязывает вывешивать в штурманской и рулевой рубках таблицы и
схемы
главные характеристики судна (L, В, Н, Т, D), позывные судна,
схемы теневых секторов и мертвых зон радиолокационных станций,
таблицы и графики девиации магнитных компасов и радиодевиации, таблицы
маневренных элементов судна, сигналов тревоги, сигналов бедствия,
спасательных переговорных сигналов, поправок эхолота и лага, сигналов
связи между судами при буксировке, сигналов для связи между ледоколами и
проводимыми судами, условных эволюций самолетов (вертолетов) ледовой
разведки при проводке судов во льдах
В штурманской рубке хранится папка с расчетами по борьбе за живучесть
судна
Радиорубка осуществляет связь с министерством, пароходствами, портами,
иностранными фирмами, агентами, между судами и т д Для этого она
оснащена приемо передающими радиостанциями и другими радиотехническими
средствами Ответственный за радиорубку - начальник радиостанции
(радиооператор)