Постановка судна на шпринг,
швартовные бочки и бридели
Постановка на шпринг. В морской практике иногда возникает
необходимость производить грузовые операции или бункеровку судов в море,
или на открытом рейде. В этом случае судно надо расположить строго под
определенным углом к направлению ветра и волнению, чтобы к нему могли
подходить другие суда и плавсредства (плашкоуты, баржи, катера и т. д.).
Сущность способа состоит в следующем. Обычным способом судно становится
на якорь. Вытравливают якорную цепь на одну-две смычки меньше
рассчитанной для данной глубины и грунта. С кормы через клюз того же
борта, с которого отдан якорь, чисто обносят по борту швартовный
трос-шпринг. Его крепят вдоль борта каболками (серьгами) из
растительного троса. Ходовой конец шпринга подводят к якорному клюзу и
поднимают его на палубу бака через клюз с помощью проводника и багра.
Иногда шпринг крепят к якорной цепи с беседки (рис. 179, а, б, в). Затем
крепят шпринг к якорной цепи. Способы крепления троса к якорной цепи
показаны на рис. 180. Подбирают слабину шпринга шпилем на корме, кладут
и крепят его на кнехты и убирают серьги. Постепенно потравливают якорную
цепь. По мере по-травливания якорной цепи нос судна будет уходить под
ветер, а корма выходить на ветер. Якорную цепь потравливают до тех пор,
пока судно займет нужное положение. В такое положение судно может быть
поставлено и с помощью кормового якоря или завезенного стоп-анкера.
Иногда возникает необходимость ставить судно в строго фиксированном
направлении (во время размагничивания). Для этого используют способ
постановки судна на два шпринга (рис. 181).
Первоначально в данное направление судно ставят на два якоря описанным
выше способом. С обоих бортов проводят на бак шпринги и крепят их
якорными цепями. Для установки судна в требуемом направлении подбирают
(или потравливают) кормовым шпилем правый или левый шпринг.
Съемку судна со шпринга производят в следующем порядке. Выбирают якорную
цепь до тех пор, пока шпринг не поднимется на палубу бака. При
необходимости шпринг потравливают, разъединяют скобу, соединяющую шпринг
с якорной цепью, отдают шпринг и шпилем выбирают шпринг на кормовую
палубу.
Постановка на бочки и бридели.
В портах и на рейдах суда становятся на швартовные бочки и бридели.
Постановка судна на бочки и бридели повышает надежность стоянки, так как
держащая сила мертвых якорей в несколько раз больше держащей силы
станового якоря. Швартовные бочки бывают вертикальными и горизонтальными
и представляют собой стальные сварные водонепроницаемые цилиндрической
формы конструкции (рис. 182). Мертвые якоря бывают литые и
железобетонные.
Бочка предназначена для поддержания на поверхности воды цепного бриделя,
который соединен с мертвым якорем. Для бриделя используют якорную цепь
большого калибра. Его длина немного больше глубины места установки бочки
с учетом изменения уровня воды. Вверху бридель заканчивается рымом,
который размещают и крепят сверху бочки. Бридель проходит через
вертикальные (относительно поверхности воды) отверстия.
Швартовка судна на бочки сложная и трудоемкая операция, поэтому перед
швартовкой на судне выполняется подготовительная работа. На баке и корме
готовят швартовные тросы и такелажные скобы. Швартовные тросы разносят и
пропускают через клюзы, к огонам крепят бросательные концы. Стальные
швартовные тросы могут крепиться за рым с помощью такелажной скобы.
Якорные цепи на бочках крепят с помощью соединительной якорной скобы.
Для крепления синтетических и растительных тросов существует много
способов - дуплинь, полудуп-линь, скобой, на бруски и т. д.
Рис. 179. Постановка судна на якорь и шпринг: а,
б - крепление шпринга к якорной цепи, в - проводка шпринга вдоль борта
Рис. 180. Способы крепления шпринга к якорной
цепи: а - такелажный в "обхват" обыкновенного звена, б - такелажный
способ за удлиненное звено; в - с помощью стропа за удлиненное звено, г
- штыком за удлиненное звено
Рис. 181. Постановка судна на два якоря и два
шпринга
Рис. 183, Способы постановки судна на бочки: а -
на одну бочку; б - на две бочки, на четыре бочки
С помощью дуплиня судно крепят на бочке за рым бриделя следующим
образом. Ходовой конец швартовного троса продевают в рым и возвращают на
судно, крепят его огон на кнехтах. Коренной конец кладут на турач-ку
брашпиля (шпиля) и подбирают (либо травят) до необходимой длины. При
этом способе при съемке судна с бочки не требуется посылать людей на
бочку для отдачи швартовного конца.
В портах, где бывает тягун, бочки используют для отвода судна от
причала.
В своей работе судоводителю часто приходится становиться на швартовные
бочки и бридели. Существует много способов постановки судна на бочки: на
одну, на две, с отдачей якоря или с заводской якорной цепи.
Постановка судна на одну бочку применяется там, где запрещено отдавать
якоря, а стоянка судна в данной точке необходима, либо когда судно с
отдачей якоря (якорей) становится в узкости кормой к берегу (рис. 183,
а).
Маневр подхода судна к бочке рассмотрим на наиболее распространенном
способе - постановка судна на две бочки с заводкой швартовных тросов
(рис. 183, б). Он зависит от направления и силы ветра, течения и от
состояния судна (в грузу или балласте) и выполняется следующим образом.
На подходе к бочкам заблаговременно судно уменьшает ход до минимального,
подходит против ветра или течения к носовой бочке. Вблизи бочки на катер
(буксир) подают швартовный трос. Катер, подобрав достаточной длины
(слабину) трос, доставляет его к бочке и крепит. После закрепления на
бочке швартовный трос берут на турачку брашпиля (шпиля) и подбирают
слабину. В это же время второй катер (или этот же катер) принимает
швартовный трос с кормы, доставляет его на бочку, крепит или передает
людям на бочки для крепления. В настоящее время подают синтетические или
растительные швартовные тросы. Они намного легче и плавают на
поверхности воды. Их можно завозить на значительное расстояние. Стальные
тросы применяют в крайнем случае и не везде.
После подачи по одному швартовному тросу с бака и кормы с помощью
брашпиля и шпиля судно устанавливают на место между бочками. Затем с
обоих бортов подают остальные концы.
При направлении ветра или течения, не совпадающих с линией расположения
двух швартовных бочек, пользуются помощью одного или нескольких
буксиров-кантовщиков.
Постановка судна на четыре бочки практикуется крупнотоннажными
специализированными судами, которые по своим размерам не всегда могут
заходить в порт, и погрузочно-разгрузочные работы выполняются в море или
на внешних рейдах. Маневрирование производится аналогично постановке на
две бочки. Однако без двух или нескольких буксиров-кантовщиков
постановка на бочки не производится. Эти швартовка и отшвартовка
наиболее трудоемкие и сложные, так как количество подаваемых концов
увеличивается в 2 раза (рис. 183, в).
Существует много способов заводки и крепления швартовных тросов на бочки
(рис. 184).
Способ постановки судна на бочку с заводкой якорной цепи используют
тогда, когда предполагается длительная стоянка судна и возможны резкие
изменения погодных условий. Прежде всего подготавливают швартовные и
якорные устройства. Стационарными и переносными стопорами надежно
по-походному закрепляют якорь в клюзе. С помощью брашпиля вытравливают
первую
смычку якорной цепи на палубу. Разъединяют первую смычку от второй.
Вторую смычку, а за ней необходимое количество якорной цепи через
швартовный клюз готовят для подачи на бочку, либо якорь навешивают
стропами под якорным клюзом. Вторую смычку, разъединенную с первой,
через якорный клюз готовят для подачи на бочку. Якорную цепь травят
брашпилем до воды. На третьем-пятом звене от конца крепят растительный
трос длиной до 3 м. Готовят два швартовных троса: один - на баке,
пропуская его через носовой клюз, второй - с носовой палубы, также
пропуская через ближайший клюз. Оба троса приспускают до воды.
Маневр подхода к бочке осуществляется следующим образом. Катер заводит
швартовный трос с носовой палубы. Швартов крепят на бочке. Кладут его
свободный конец на ту-рачку брашпиля и подтягивают нос судна к бочке
так, чтобы якорная цепь находилась близко к рыму бочки. С помощью
брашпиля и дополнительного растительного троса якорную цепь подтягивают
к рыму и крепят ее с помощью специальной якорной скобы. Если нельзя
использовать якорную скобу, можно наложить бензель из растительного
троса (12-15 шлагов). Для облегчения съемки с бочки один швартовный трос
заводят на нее дуплинем. После закрепления якорной цепи ее потравливают
до необходимой длины. Швартовные тросы должны иметь слабину большую, чем
якорная цепь.
Рис. 184 Способы крепления швартовных тросов на
бочках: а - дублинем, б - такелажный способ, в - глаголь-гаком, г -
самовыкладывающимся глаголь гаком, д - гаком с зацепкой карабином, е -
карабйном с дополнительным стопором, ж - полудуплинем, з - за гаки на
бочке; и - за кнехты, 1- рым, 2- швартовный трос, 3- проводник, 4-
заводной трос, 5- стальной тросик чеки разъемной наметки, 6-
глаголь-гак, 7- самовыкладывающийся гак, 8- гак с защелкой, 9- строп
Во время стоянки на бочках постоянно ведется наблюдение за
швартовными концами и цепью, их креплением и натяжением, за состоянием
самой бочки, особенно при ухудшении погоды.
Если бочка при волнении и рывках судна погружается в воду, мертвый якорь
держит хорошо. Если бочка начинает прыгать на воде, то появился дрейф
или оборвался бридель.
Съемка судна с бочек в хорошую погоду трудностей не представляет.
Оставляют на корме и баке по одному-двум концам, остальные отдают.
Первыми желательно отдавать все концы с кормы, чтобы была возможность
работать машиной, затем отдают все носовые концы, кроме дуплиня. Дуплинь
отдается последним. Если погодные условия сложные, съемку с бочек
производят с помощью буксиров-кантовщиков.
Для крупнотоннажных судов съемка с бочек рекомендована только с помощью
буксиров-кантовщиков независимо от погодных условий.