Перед выходом судна в плавание в ледовых условиях независимо от того,
будет ли это плавание совершаться самостоятельно или под проводкой
ледокола (самолета), судно должно быть полностью и всесторонне
подготовлено к нему. Эту подготовку можно подразделить на три части:
изучение документации, подготовка судна и погрузка.
Перед плаванием во льдах судоводители должны изучить: НШС-82 и РОБПС-84;
Правила для судов, проводимых ледоколами через лед; Международные
сигналы, употребляемые для связи между ледоколом и проводимыми судами
(публикуются в выпуске № 1 Извещений мореплавателям). Специальное
руководство для плавания во льдах; пособие Практика плавания во льдах;
ледовые и гидрометеорологические условия в районе предстоящего плавания;
циркуляры Минморфлота и пароходства о плавании в осенне-зимний период.
При подготовке к плаванию во льдах капитан, кроме изучения документации
с командным составом судна, лично проверяет наличие на судне всех
навигационных пособий по предстоящему плаванию, прорабатывает с
помощниками навигационную, гидрографическую, гидрометеорологическую
обстановку.
На день выхода в море капитан получает у капитана порта или у
руководителя ледовыми операциями полный инструктаж и карту ледовой
обстановки.
Подготовка судна предусматривает тщательный наружный и внутренний
осмотры корпуса надводной части и подводной; водонепроницаемых переборок
и отсеков, в том числе двойного дна, в грузовых трюмах и винторулевой
группы. Проверяется готовность средств борьбы с обледенением и при
необходимости производится их доукомплектование.
Грузовой план и последующая погрузка должны обеспечить судну независимо
от портов выгрузки и расходов судовых запасов хорошую остойчивость с
учетом обледенения, продольную и местную прочность и постоянно
сохраняющийся дифферент на корму для предотвращения поломки винта и
руля. Все мероприятия по подготовке судна к плаванию в ледовых условиях
подробно отражаются в судовом журнале.