Каждое судно должно постоянно вести наблюдение и применять все
имеющиеся средства в соответствии с условиями плавания для оценки
ситуации и определения наличия опасности столкновения. Имеющееся на
судне радиолокационное оборудование должно быть исправным и
использоваться надлежащим образом. Правило 19 МППСС-72 определяет
обязанности судоводителя при плавании судна в условиях ограниченной
видимости. В нем говорится, что судно, которое обнаружило присутствие
другого судна только с помощью РЛС, должно определить, как развивается
ситуация чрезмерного сближения и существует ли опасность столкновения.
Если опасность существует, то судно должно своевременно предпринять
действия для расхождения, причем, если необходимо изменение курса, то
следует избегать:
изменения курса влево, если другое судно находится впереди траверза и не
является обгоняемым;
изменения курса в сторону судна, если оно находится на траверзе или
позади него.
По международным правовым нормам неиспользование исправной РЛС
расценивается как нарушение МППСС-72. Однако наличие на судне РЛС и ее
использование не освобождают судоводителя от ведения надлежащего
визуально-слухового наблюдения. Радиолокационная информация дополняет
это наблюдение и дает возможность заблаговременно предотвратить опасное
сближение. От судоводителя требуется глубокое понимание существа
радиолокационной информации, правильное и своевременное ее
использование. В хорошую видимость ракурс встречного судна, расстояние
до него и курсовой угол позволяют судоводителю быстро и правильно
оценить степень опасности столкновения и предпринять маневр для
безопасного расхождения. Постоянное наблюдение за судном дает
возможность своевременно обнаружить любой ее маневр. При
радиолокационном наблюдении общая оценка ситуации и ее изменение требуют
времени. Выбранный маневр безо-
пасного расхождения обосновывается расчетами с учетом конкретной
ситуации и возможного ее изменения в процессе маневрирования и должен
соответствовать требованиям МППСС-72.
Большое значение имеет предвидение развития ситуации, основанное на
оценке информации, наблюдаемой на экранах РЛС и САРП или расшифрованной
с помощью маневренного или зеркального планшета и вычислительной
техники.
Обработка и использование радиолокационной информации должны
удовлетворять:
простоте и наглядности изображения обстановки;
минимальному времени на получение информации, необходимой для решения
задач на расхождение; соответствию МППСС-72; непрерывному контролю за
ситуацией при подготовке, в процессе и после завершения маневра
расхождения;
универсальности и удобству обработки информации и получения рекомендаций
для расхождения с помощью САРП.
Решение задачи расхождения судов в условиях ограниченной видимости можно
выполнять тремя методами.
Первый - визуальная оценка ситуации на экране РЛС и выполнение маневра
для расхождения с учетом этой оценки.
Второй - выполнение маневра расхождения на основании данных, которые
получены с помощью графической прокладки на специальном планшете или
бумаге.