Для решения задачи необходимо: выбрать из группы эхо-сигналов (целей)
на экране РЛС сигналы наиболее опасных и потенциально опасных судов;
выбрать вариант расхождения и мысленно представить себе возможный
результат задуманного маневра, ориентируясь на тенденцию изменения
направлений линий послесвечения относительно первоначального их
направления, центра экрана и курса, а также по изменению пеленгов и
дистанций на наблюдаемые суда;
предусмотреть безопасный маневр при резко ухудшившейся ситуации из-за
неблагоприятного маневра встречного судна или в случае допущенного
просчета в маневрировании своего судна.
Для выполнения выше перечисленных условий судоводителю надо хорошо знать
возможные случаи перемещения эхо-сигналов (целей) на экране индикатора,
их особенности и уметь ориентироваться при обнаружении изменения
обстановки. Все эхо-сигналы на экране РЛС де-
лятся на три категории: опасные, потенциально опасные и неопасные. К
опасным относятся те, которые перемещаются к центру экрана (на
кратчайшем расстоянии 3 миль и менее), т. е. происходит опасное
сближение судов, пеленг на судно не меняется или мало изменяется, а
дистанция уменьшается. К потенциально опасным относятся те, эхо-сигналы
которых проходят в безопасном расстоянии от центра экрана РЛС, но
ситуация может измениться в худшую сторону, если предпримет маневр свое
судно или наблюдаемое. Это распознавание требует от судоводителей
хороших навыков в оценке ситуации на экране РЛС.
Все возможные перемещения эхо-сигналов на экране РЛС можно разделить на
три вида.
Первый вид - неподвижный объект. Эхо-сигнал от неподвижного объекта
всегда перемещается параллельно курсу судна независимо от того, меняет
оно курс или нет. Эту особенность можно использовать, если требуется из
нескольких эхо-сиг-налов определить эхо-сигнал неподвижного объекта.
Рис 206 Перемещение эхо-сигналов параллельно
курсовой черте собственного судна на экране индикатора РЛС а - встречное
судно, б - догоняемое судно, в - догоняющее судно
Второй вид - наблюдаются одновременно три перемещения эхо-сигналов
параллельно курсовой черте собственного судна (рис. 206):
1. Vo=Vc-Vt - встречное судно (рис. 206, а);
2. Vo = Vc- Vb - догоняемое судно (рис. 206, б);
3. Vo=VB-Vc - догоняющее судно (рис. 206, в),
где Vc - скорость своего судна; ?в - скорость встречного судна; Vo -
относительная скорость
При изменении скоростей судов (собственного и наблюдаемого)
параллельность перемещения эхо-сигналов курсовой черте не нарушается,
только изменяется относительная скорость. При изменении курса
собственного судна и постоянстве элементов движения (курс, скорость)
судна-цели параллельность эхо-сигнала изменяется. ЛОД изменяет
направление в сторону, противоположную собственному повороту (рис. 207).
Третий вид - судно-цель одно.
Рассмотрим случаи перемещения эхо-сигналов на экране РЛС.
Эхо-сигнал не перемещается - это значит, что наблюдаемое судно-цель
следует с нами одним курсом и скоростью. При изменении нашей скорости
изменяется только относительная скорость (рис. 208).
От изменения курса одним из судов эхо-сигнал начинает перемещаться не
параллельно курсовой черте (рис. 209).
Изменение ЛОД при неизменных параметрах движения собственного судна
указывает на изменение курса цели в ту же сторону. От изменения курса и
скорости одновременно одним из судов эхо-сигнал может перемещаться не
параллельно курсовой черте (рис. 210)
Рис 207. Изменение ЛОД при изменении курса
судна-наблюдателя (Кс = const)
Рис. 208. Перемещение эхо-сигнала на экране РЛС
в зависимости от изменения нашей скорости (Ус): Vo - относительная
скорость, Vc - скорость судна-наблюдателя (собственного судна), Vt -
скорость цели (наблюдаемого судна), a- Vc-Vb, б-KC"V4, в- Vc" Vb
Рис. 209. Перемещение эхо-сигнала на экране РЛС
от изменения курса одним из судов: а - судно-наблюдатель изменило свой
курс ИКы вправо; б-судно-наблюдатель изменило свой курс ИКсг влево, в -
наблюдаемое судно изменило свой курс ИКВ вправо; г - наблюдаемое судно
изменило свой курс ИК"2 влево
Рис. 210. Изменение ЛОД от изменения курса
скорости а - изменение ЛОД от изменения курса_ ИКс и скррости Vc
судна-наблюдателя, б - изменение ЛОД от изменения курса ИК и скорости V&
наблюдаемого судна
Рис 211 Перемещение трех эхо-сигналов на экране
РЛС, не параллельных перемещению относительно курсовой черты в случаях,
когда а и б - потенциальная возможность опасного сближения, в - реальная
опасность стол кновения Маневр нашего судна поворотом вправо ИКс
Маневрирование может быть самое различное - курсами и скоростями, но
всегда нужно помнить, что маневр на безопасность расхождения не должен
допускать пересечения ИК и ЛОД ближе 3 миль.
Четвертый вид - на экране РЛС три не параллельных перемещению
эхо-сигнала относительно курсовой черты (рис. 211)
В случае "в" существует реальная опасность столкновения, а в первых двух
"а" и "б" - потенциальная возможность опасного сближения, но это будет
зависеть от маневра Произведем маневр нашего судна поворотом вправо, не
изменяя скорости. В данном случае все суда
разойдутся При другом варианте маневрирования возникает другая ситуация
На практике маневры на расхождение необходимо производить с упреждением
Хорошие знания всех случаев перемещения эхо-сигналов дают возможность
предвидеть результат своего маневра и избежать опасного сближения судов