Графическая прокладка дает более точную информацию о ситуации судов и
выполняется на маневренном планшете М-78 (рис 212)
Задача на расхождение состоит из: 1) нанесения начальной ситуации на
планшет и построения треугольников скоростей векторов относительной
скорости;
2) оценки ситуации опасного сближения (столкновения) с судами,
эхо-сигналы которых наблюдаются на экране РЛС, путем расчета времени
кратчайшего сближения /кр, пересечения /"ер, дистанции кратчайшего
сближения DKр и выявления их реальной и потенциальной опасностей;
3) выбора и обоснования маневра, выделения судов, с которыми необходимо
расходиться;
4) расчета выбранного маневра с помощью графического перестроения
векторных треугольников начальной ситуации;
5) расчета момента начала маневра (с учетом маневренных элементов
судна), выбирается упрежденное время (3 или 6 мин), дистанция
расхождения, время расхождения и дистанция отхода от своего
первоначального курса за время маневрирования;
6) нанесение ожидаемой линии относительного движения (ОЛОД) и
последующий контроль за перемещением судна-цели (наблюдаемого судна).
Рассмотрим подробно процесс решения задачи на расхождение с помощью
графической (радиолокационной) прокладки на маневренном планшете.
1. Для удобства расчетов интервал времени принимает 3 или 6 мин, т е.
1/20 или 1/10 ч.
2. Строим на планшете из его центра вектор курса и скорости VL нашего
судна.
Рис. 212 Маневренный планшет
Рис. 213. Решение задачи на расхождение с
помощью графической прокладки
Рис 214 Определение потенциальной опасности и
местоположения судна, для расхождения с которым требуется произвести
расчет маневра
3. С появлением на экране РЛС эхо-сигналов определяем их пеленги и
дистанции и наносим на планшет.
4. Через равные интервалы времени (3 или 6 мин) в прежней
последовательности наносим следующие точки и после их соединения получим
векторы относительной скорости.
5. При этих векторах строим векторные треугольники, для чего Vc своего
судна из центра планшета переносим в первую точку L Соединив начало
своего вектора Vc со второй точкой 2, получим вектор скорости
наблюдаемого судна W
6. Линию, соединяющую точки 1 и 2, продлим за центр планшета, получим
ЛОД.
Оценка ситуации заключается в определении степени опасности столкновения
судов. Находим кратчайшее расстояние DKp, опуская перпендикуляр из
центра планшета до ЛОД и точку пересечения курса судна-цели Dnep, для
чего проводим из центра планшета линию, параллельную вектору скорости У"
суд-на-цели до пересечения с ЛОД
Выявление потенциальной скорости судов можно осуществить двумя
способами:
1) проигрываем маневр нашего судна (Vc) или судна-цели (V") и определяем
по изменению ЛОД и Vo возможный переход из потенциальной опасности в
реальную. Изменение курса, скорости или комбинированный маневр нашего
судна вправо ухудшает ситуацию с судном "б". В данном случае маневр
необходим с судном "б" (рис. 214);
2) использованием особенностей перемещения эхо-сигналов в относительном
движении на экране РЛС, что было подробно разобрано при визуальном
методе оценки ситуации.
Для выбора и обоснования вида маневра проигрывают все возможные его
варианты: изменение курса, скорости или того и другого одновременно При
этом учитываются все факторы, сопутствующие плаванию в условиях
ограниченной видимости, навигационных особенностей района плавания,
МППСС-72 и маневренных возможностей своего судна и возможного маневра
судна-цели. Судоводитель должен стремиться к безопасному расхождению
приемлемым вариантом Расчет маневра можно производить при помощи палетки
и линейки. Он сводит к минимуму графическую работу по одному-двум судам.
На рис. 215 выполнен расчет маневра для безопасного расхождения
изменением своего курса вправо. Положение упрежденных точек не оказывает
влияния на методику расчета с использованием векторных треугольников
начальной ситуации. Следует всегда помнить, что момент упрежденной точки
есть условный момент окончания маневра.
Момент начала маневра своего судна рассчитывается с учетом маневренных
элементов судна (инерция, торможения, поворотливость и т. д.).
Рис. 215 Расчет маневра для расхождения
изменением курса вправо; расчет выполнен с судном "б"
В векторном треугольнике судна "а" вектор нашей скорости поворачиваем
вправо на рассчитанный угол. Получаем новый вектор относительной
скорости Vo и соединяем точку _2 с концом повернутого вектора Vq.
Параллельно вектору относительной скорости V'o из упрежденной точки
проводим ОЛОД судна "а". Упрежденная точка берется за один и тот же
интервал времени. После этого можно определить время расхождения судов
tpicx и дистанцию отхода D0тх от курса нашего судна (см. рис. 215).
Для расчета используем новый вектор относительной скорости W
Дистанция отхода рассчитывается на планшете. Для этого на линии нашего
нового курса, проложенного из центра планшета, откладываем расстояние,
которое пройдет наше судно за время расхождения. Затем из полученной
точки опускаем перпендикуляр на линию первоначального курса. Отрезок
этого перпендикуляра будет дистанцией отхода от курса в масштабе
планшета.
Результат маневрирования контролируется с помощью ОЛОД. На планшет
наносится не только ОЛОД судна, относительно которого рассчитан маневр,
но и других судов, которые представляют потенциальную опасность. Эти
линии ожидаемого относительного движения проводятся для контроля за
развивающейся ситуацией после маневра, чтобы своевременно обнаружить
маневр других судов, а также в случае допущенных ошибок в расчетах и
графических построениях.
Из вышеизложенного видим, что оба метода взаимосвязаны и дополняют друг
друга, обеспечивают решение задач на безопасное расхождение судов с
помощью РЛС в условиях ограниченной видимости.
На некоторых судах над экраном РЛС установлен зеркальный планшет. Это
вспомогательное устройство, являющееся беспаралаксной оптической
системой. Преимущество зеркального планшета в том, что он дает
возможность вести графическую прокладку, не прерывая наблюдения на
экране РЛС.
Периодически повышая квалификацию, судоводители морского флота проходят
тренировочные учения по решению задач на радиолокационных тренажерах.