Ограниченная видимость - это уменьшение дальности видимости
вследствие тумана, дождя, мглы, снегопада, сильного ливня, испарения
моря, дымки и других внешних факторов.
Плавание в условиях ограниченной видимости даже с использованием
современных технических средств судовождения представляет значительные
трудности. При подходе к зоне ограниченной видимости судоводитель должен
выполнить ряд мероприятий согласно Уставу службы на судах Министерства
Морского флота Союза ССР, МППСС-72, НШС-82, Рекомендациям по
использованию РЛС для предупреждения столкновения судов и других
документов, регламентирующих безопасность плавания.
Судно в тумане
Вахтенный помощник капитана должен: предупредить капитана; определить
место судна; включить ходовые огни и РЛС; включить радиостанцию УКВ на
дежурный канал, при необходимости эхолот; начать подавать туманные
сигналы согласно МППСС-72; уменьшить скорость до безопасной (Правило 6);
выставить на бак проинструктированного впередсмотрящего, установив с ним
и мостиком надежную связь; сличить показания часов на мостике и постах
управления СЭУ; управление рулем перевести на ручное; сделать отметку на
ленте курсографа, проставив время и отсчет лага; предупредить вахтенного
механика о возможных реверсах и перевести СЭУ в маневренный режим.
По всем этим мероприятиям сделать записи в судовом и машинном журналах.
При плавании в условиях ограниченной видимости на мостике должен
находиться капитан и лично управлять судном. В особо сложном. плавании -
в узкости, по сложным
фарватерам, при ограниченной видимости, решением капитана вахта на
мостике может быть усилена до двух-трех судоводителей с четкой
расстановкой и конкретными обязанностями штурманского состава.
Подход судна к навигационным опасностям (берегу), узкостям выполняется
на самой малой скорости с соблюдением и принятием всех мер
предосторожности, учитывая предельные ошибки в курсе, скорости и площади
местонахождения. Однако, если при этом нет уверенности в обеспечении
безопасности плавания, необходимо стать на якорь, лечь в дрейф или на
обратный от опасности курс.
С появлением на экране РЛС эхо-сигнала начинают его обработку на САРПе
или на маневренном планшете, чтобы определить элементы движения цели
(курс, скорость, расстояние) и предпринять действия для полного
расхождения на безопасном расстоянии.
Звуковые сигналы при ограниченной видимости подаются согласно Правилу 35
МППСС-72. Сигнал своего судна лучше подавать вслед за услышанным, тем
самым подтверждая другому судну слышимость его сигнала. Судно, которое
услышит впереди своего траверза туманный сигнал другого судна, должно
уменьшить ход до минимального, достаточного для удержания его на курсе,
а если необходимо, остановить движение или следовать с особой
осторожностью, пока не минует опасность столкновения.