Действия судна, терпящего бедствие. Судно в аварийной ситуации
передает сигнал или сообщение о бедствии Бедствия судов делятся на две
категории: прибрежные и океанские. Радиопередачи о бедствии следует
начинать как можно скорее, а пиротехнические, визуальные средства и УКВ
следует использовать тогда, когда будет уверенность, что они привлекут
внимание самолетов и судов, находящихся поблизости.
Судно, терпящее бедствие, должно передать соответствующий сигнал
тревоги, за которым следует сигнал бедствия. Передачи ведутся на
международных частотах 500 кГц (радиотелеграфия) и 2182 кГц
(радиотелефония), в некоторых случаях на 16 канале УКВ (156,8 МГц). В
случае неисправности судовой радиостанции сообщение можно пере-
давать при помощи переносной аварийной радиоаппаратуры, присоединенной к
главной судовой антенне. Для указания места положения используются
аварийные радиобуи.
Важными компонентами сообщения о бедствии являются: название судна;
местонахождение; характер бедствия и вид требующейся помощи; любая
информация, которая облегчит спасение; гидрометеорологическая обстановка
в районе бедствия; время оставления судна; число членов команды,
остающихся на борту судна; число членов команды серьезно раненых;
количество и тип спасательных средств, спущенных на воду.
После передачи сообщения о бедствии следует передать два длинных тире
(10-15 с); за каждым из которых следуют позывные судна, чтобы дать
возможность судовым и береговым радиостанциям определить пеленг.
Действия судна, принявшего сигнал бедствия. Такое судно должно
немедленно принять следующие меры: подтвердить прием и, если
целесообразно, ретранслировать сообщение о бедствии, попытаться
немедленно взять пеленги радиопеленгатором на частоте 500 кГц или 2182
кГц. Передать судну, терпящему бедствие: свое название и
местонахождение; скорость и приблизительное время прибытия; истинный
пеленг судна, терпящего бедствие. Вести непрерывное прослушивание на
частоте сигналов бедствия и использовать РЛС.
При подходе к месту бедствия увеличить число наблюдателей.
Суда, следующие в район бедствия, должны нанести на карту
местонахождение, курсы, скорости и рассчитать приблизительное время
прибытия других судов, оказывающих помощь.
Обеспечить постоянное радиопеленгование и радиолокационное наблюдение.
Судно, следующее для оказания помощи, проводит подготовительные работы.
Заводит по бортам прикрепленные шкентелями леера, идущие от носа до
кормы; готовит к работе грузовое устройство (краны, стрелы и т. д.) с
грузовыми поддонами или сетками для обеспечения быстрого подъема из воды
обессилевших или раненых людей; спасательные шлюпки к спуску; прожекторы
и другие средства освещения в ночное время.