Для морского флота характерно большое разнообразие судов, которые
различают по размерам, конструкции корпуса, типу СЭУ и основным
технико-экономическим характеристикам.
Чтобы лучше разобраться в большом разнообразии морских судов, их
классифицируют, делят на типы, классы, группы и т. п. Наиболее часто
морские суда классифицируют по назначению и району плавания, роду
двигателя и движителя, а также по некоторым другим особенностям и
признакам.
По назначению, т. е. по роду выполняемой службы, суда можно разделить на
следующие классы и группы.
Пассажирские: рейсовые, круизные, местного сообщения.
Сухогрузные: общего назначения, для перевозки генеральных грузов в
упаковке; специализированные суда для перевозки одного определенного
груза или двух и более видов грузов одной категории - лесовозы,
пакетовозы, рефрижераторные суда, балкеры, контейнеровозы, ролкеры,
лихтеровозы; многоцелевые, обеспечивающие перегрузку разными способами,
например крановым и доковым; универсальные для перевозки любых различных
грузов, в том числе опасных, рефрижераторных, контейнеров; суда двойной
специализации для перевозки массовых грузов двух разных категорий -
нефтерудовозы, хлопколесовозы. Паромы -для перевозки транспортных
средств я пассажиров, лихтеры - несамоходные грузовые суда. Наливные -
танкеры, газовозы, химовозы, виновозы.
Это дно углубительные снаряды, землечерпалки, землесосы, грунтоотвозные
шаланды.
Суда специального назначения.
К этому типу судов относятся экспедиционные,
гидрографические учебные, спасательные, пожарные нефтемусоросборщики,
сборщики льяльных вод, плавучие маяки, плавучие краны, плавучие доки.
Промысловые суда. В состав эти судов входят траулеры,
сейнеры тунцеловы, краболовы, плавбазы транспортно-рефрижераторные и т.
п.
По району плавания морские суд Регистр СССР делит на группы суда
неограниченного плавания суда ограниченного плавания -свободное
плавание в закрыты морях или в открытых с удаление от порта-убежища до
200 миль
суда ограниченного плавания II -плавание в открытых морях удалением от
порта-убежища до 5 миль;
суда ограниченного плавания II СП - плавание
на внутренних водных путях с выходом в море при волнении не более 6
баллов и с удалением от порта-убежища в открытых морях до 50 миль, а в
закрытых до 100 миль;
Рис. 1. Архитектурные типы судов: а -
гладкопалубное; б - трехостровное; в - двухостровное; г - с удлиненным
баком; д -с удлиненным ютом
суда ограниченного плавания III- прибрежное, рейдовое и портовое
плавание.
По материалу корпуса суда классифицируются на стальные, железобетонные,
пластмассовые, деревянные и из алюминиевых сплавов.
По типу главных двигателей морские суда подразделяются на:
пароходы с паровой машиной; турбоходы с турбиной (паровой на
паротурбоходах, газовой на газотурбоходах) ;
теплоходы с двигателем внутреннего сгорания;
электроходы с главными электродвигателями, ток к которым подается от
генератора, вращаемого дизелем,- дизель-электроходы или турбиной -
турбоэлектроходы; атомоходы с атомной СЭУ. По роду движителя, суда
делятся на гребные, парусные, колесные, винтовые, с крыльчатым
движителем, с водометным движителем.
По глубине погружения суда бывают: водоизмещающие (обычного типа),
глиссирующие, на подводных крыльях (СПК), на воздушной подушке (СВП),
экранопланы.
Архитектурные типы судов различают в зависимости от количества и
расположения надстроек: гладкопалубное судно (рис. 1, а) - на верхней
палубе имеет только рубку; трехостровное судно (рис. 1, б) -носовую
(бак), кормовую (ют) и среднюю надстройки; двухостровное судно (рис. 1,
в) - не имеет средней надстройки; судно с удлиненным баком (рис. г) -
средняя надстройка сливается с баком; судно с удлиненным ютом (рис. 1,
д) -средняя надстройка сливается с ютом.
Конструктивные типы судов определяются прочностью корпуса, в зависимости
от чего различают: полнонаборные суда, или суда с минимальным надводным
бортом, имеющие наименьший допустимый надводный борт. Прочность таких
судов соответствует максимальной осадке, которую устанавливают для него
с учетом обеспечения безопасности плавания; неполнонаборные суда, или
суда с избыточным надводным бортом, предназначенные для- перевозки
легких грузов и пассажиров. При Полной загрузке такие суда имеют осадку
меньше предельной, а надводный борт больше минимального. При меньшей
осадке на судно будут действовать меньшие усилия, поэтому размеры связей
корпуса могут быть несколько уменьшены. В результате этого прочность
судна не будет соответствовать его геометрическим размерам.