Перевозимый на судах груз размещают в трюмах и твиндеках. Сохранность
груза требует специального оборудования этих помещений. В грузовых
трюмах иногда устанавливают деревянный настил - трюмный пайол, который
изготовляют из сосновых досок толщиной 40-70 мм и шириной 60-100 мм
(рис. 68).
На судах, не имеющих двойного дна, доски настила укладывают вдоль судна
непосредственно на днищевой набор и крепят к флорам приварными
шпильками. Иногда применяется удобный настил, состоящий из отдельных
съемных щитов. Щиты поднимают при помощи скоб, которые утоплены в дерево
и не препятствуют перемещению груза.
На современных судах обычно пайолы не применяют, и при необходимости в
зависимости от свойств конкретного груза поверхность двойного дна
устилается досками (сепарацией) .
Для того чтобы закрыть бортовые льяла, применяют льяльный настил из
съемных щитов, который укладывают на скуловые кницы. В верхней части
льяльный настил доводят до бортовой обшивки, для чего укладывают доски,
нарезанные на шпангоуты. В тех случаях, когда трюмный пайол не уложен,
льяльный настил в нижней части упирается в стальную полосу, приваренную
к настилу второго дна.
Для предохранения груза от подмочки и повреждения упаковки деталями
бортового набора применяют не сплошную бортовую деревянную обшивку, а
продольные рейки - рыбинсы толщиной 40-50 мм и шириной 100-120 мм. Их
устанавливают параллельно друг другу на расстоянии 250-300 мм в
специальные скобы, приваренные к шпангоутам.
Суда, перевозящие сыпучие грузы, имеют в грузовых трюмах продольную
переборку, препятствующую пересыпанию груза с борта на борт при качке.
На судах, не имеющих продольной стационарной переборки устанавливают при
перевозке сыпучих грузов временную переборку Удобно иметь для этого на
судне откидную или разборную переборку - шифтинг-бордсы. В нерабочем
положении шифтинг-бордсы укладывают ся под палубой или вдоль бортов
Трюмы контейнеровозов имеют ячейки для размещения в них стандартных
контейнеров. Направляющие элементы ячеек выполняются из вертикальных
стоек и горизонтальных балок, которые прочно соединены с набором
корпуса.
В грузовых помещениях судов горизонтальным способом погрузи
имеются наклонные площадки, по которым груз перемещают с <погрузочной>
на другие палубы. Такие площадки могут быть как стационарные-пандусы,
так и опускающиеся- аппарели. Для лучшего размещения колесной техники на
этих судах в трю мах могут быть откидные платформы На всех палубах
уложены отбойные брусья, которые препятствуют погрузчикам и трейлерам
подходить вплотную к борту. Для крепления груза на бортовом наборе
устанавливают рамы.
На рефрижераторных судах грузовые помещения должны иметь тепловую
изоляцию (рис. 69). В качестве изоляционного материала для
рефрижераторных трюмов наиболее часто используют плиты пеностекла,
пенопласта и пенополистирола, алюминиевую фольгу, а также маты из
минеральной ваты.
Плиточный материал наклеивают на изолируемую поверхность, а маты крепят
на шпильках. Для предохранения изоляционного материала от механических
повреждений с внутренней стороны устанавливают сплошную обшивку из двух
слоев досок. Между ними для гидрозащиты изоляции прокладывают
поливинилхлоридную пленку.
Для обеспечения некоторых мореходных качеств, а также для изменения
осадки, крена и дифферента на судно принимается балласт, в качестве
которого используют забортную воду. Для хранения жидкого балласта на
судне должны быть специальные помещения - балластные цистерны, для
которых наиболее часто используют двойное дно, а также фор- и ахтерпики.
Двойное дно вертикальным килем и водонепроницаемыми флорами разбито на
ряд отсеков. Часть из них можно использовать для хранения жидкого
топлива и пресной воды, но большинство отводится для приема балласта. В
двойное дно балласт принимают, если необходимо увеличить осадку или
остойчивость судна, или же выровнять крен. Для изменения дифферента
балластируют пики.
На больших судах балласта, принимаемого в отсеки двойного дна,
оказывается недостаточно для обеспечения необходимой осадки при переходе
судна порожнём. Поэтому на таких судах имеются специальные балластные
цистерны - диптанки, расположенные вне двойного дна. Они занимают
пространство от борта до борта, а по высоте могут идти до нижней палубы.
На некоторых судах вместо дип-танков имеются бортовые балластные
цистерны, расположенные в районе грузовых трюмов или машинного
отделения. На судах для перевозки сыпучих грузов часто создают
подпалубные балластные цистерны. Они образуются наклонными переборками в
верхних углах трюма.
Днищевые и бортовые балластные танки особенно развиты на крупных
современных судах для перевозки колесной техники и контейнеров, так как
центр тяжести таких судов в загруженном виде сильно повышается и для
обеспечения остойчивости надо принимать большое количество жидкого
балласта.
Нефтеналивные суда старой постройки не имели специальных балластных
цистерн. При необходимости балласт принимался в грузовые танки, что
приводило после его выкачивания к загрязнению моря нефтью. Поэтому
танкеры современной постройки имеют танки изолированного балласта. Их
обычно размещают в отсеках двойного дна, а некоторые суда имеют также
бортовые балластные танки.