Рулевой привод служит для передачи усилия с рулевой машины на баллер
руля.
Простейший привод - секторный с штуртросом (рис 78, а) На бал-лере руля
закреплен сектор, который штуртросом связан с рулевой машиной. В
качестве штуртроса используется стальной трос или цепь. Для выбирания
слабины штуртроса в него "включаются талрепы, а для смягчения ударов -
буферные пружины. Проложенный по открытой палубе штуртрос неудобен в
эксплуатации и его трудно ремонтировать в штормовых условиях. Поэтому
этот привод сохранился лишь на некоторых старых небольших судах.
Идея зубчатого секторного привода (рис. 78, б) очень проста Зубья,
расположенные по дуге сектора, входят в зацепление с зубчатой шестерней,
которая через редуктор приводится во вращение от рулевой машины.
Для смягчения ударов между сектором и баллером устанавливают упругую
связь. Конструктивно это достигается тем, что привод, кроме сектора,
свободно насаженного на баллер, имеет также и румпель, который с
баллером соединен жестко, а свободный конец румпеля соединяется с
сектором буферными пружинами, через которые передаются усилия от сектора
на румпель
В настоящее время наибольшее распространение находят гидравлические
приводы плунжерного, лопастного или винтового типов.
В гидравлическом приводе плунжерного типа (рис. 79, а) поворот баллера
производится румпелем, который соединен с поршнями (плунжерами) двух
цилиндров. При перекачке жидкости из одного цилиндра в другой поршни
перемещаются и поворачивают румпель Амортизатором в гидравлическом
приводе является перепускной клапан, установленный на дополнительном
трубопроводе, который соединяет оба цилиндра. При ударе волны в перо
руля давление в одном из цилиндров повышается, клапан автоматически
приоткрывается и некоторое количество жидкости переходит из одного
цилиндра в другой.
Лопастной гидравлический привод (рис. 79, б) вместо цилиндров с
поршнями имеет вращающийся поршень, насаженный на баллер. Поршень
помещен в цилиндрический корпус, который имеет секторовидные камеры При
перекачке жидкости из одной полости камеры в другую создается разность
давлений, в результате чего поршень, а вместе с ним и баллер
поворачиваются Секторовидные камеры соединены между собой каналами с
перепускными клапанами, выполняющими роль амортизаторов.
Винтовой гидравлический привод (рис. 79, в) состоит из неподвижного
корпуса, средняя часть которого выполняет роль цилиндра. В цилиндр
помещен кольцевой поршень, его внутренняя поверхность имеет в верхней
части винтовые, а в нижней - продольные канавки.
Другой стакан с винтовыми канавками закреплен неподвижно к
крышке корпуса. При подаче жидкости в рабочую полость цилиндра поршень
получает поступательное движение и, перемещаясь по винтовым канавкам
неподвижного стакана, поворачивается. Поворот поршня через стакан с
продольными канавками передается на баллер руля.
Согласно требованиям Регистра СССР, все морские суда имеют два рулевых
привода - главный и вспомогательный. На судах, где оба эти привода
расположены ниже грузовой ватерлинии, должен быть еще один привод -
аварийный. Все приводы должны действовать на баллер руля независимо друг
от друга и только в виде исключения допускается, чтобы они имели
некоторые общие детали.
Главный рулевой привод должен обеспечивать перекладку полностью
погруженного руля при максимальной скорости переднего хода судна с 35°
одного борта до 30° другого борта не более чем за 28 с. При действии
вспомогательного привода время перекладки руля с 15 до 15° другого борта
не должно превышать 60 с. Скорость судна при этом не должна быть менее
половины максимальной или 7 уз (в зависимости от того, какое из этих
значений больше). Для аварийного привода время перекладки руля не
регламентируется, но требуется, чтобы он обеспечивал перекладку руля с
борта на борт при скорости переднего хода не менее 4 уз.
Главный привод должен работать от источника энергии и лишь на небольших
судах его иногда делают ручным. То же относится и к вспомогательному
приводу.
Управление главным рулевым приводом должно быть предусмотрено с ходового
мостика и из румпельного отделения, а вспомогательным - только из
румпельного отделения.
Для удержания руля на месте, что необходимо при аварийном ремонте и при
переходе с одного привода на другой, рулевое устройство имеет стопор
(тормоз). Наиболее часто применяют ленточный стопор, который зажимает
непосредственно баллер руля. В гидравлических привод.н роль стопора
выполняют клапаны, с помощью которых перекрывают трубопроводы.
Для ограничения угла перекладки рулевое устройство имеет ограничители,
допускающие перекладку руля на угол не более 35°. Они выполняются в виде
выступов на пере руля и ахтерштевне, которые упираются друг в друга при
максимальном угле перекладки. Секторные приводы имеют палубные
ограничители, в которые упирается сектор. Все механические рулевые
приводы имеют конечные выключатели, которые отключают механизм, прежде
чем руль дойдет до упора в ограничители.
Около поста управления главным и вспомогательным приводами устанавливают
рулевые указатели - аксиометры, которые показывают угол перекладки руля.
На секторе привода или на других деталях также наносят шкалу для
определения действительного положения руля.