Грузовая система. Она предназначена для погрузки и выгрузки жидкого
груза и состоит из приемной и разгрузочной магистралей (рис. 146).
Приемный (всасывающий) трубопровод прокладывают в грузовых танках.
Каждый грузовой насос имеет отдельный магистральный трубопровод, от
которого в определенную группу танков идут приемные отростки, запираемые
клапанами или клинкетами. Такая проводка всасывающего трубопровода
позволяет независимо принимать и откачивать несколько различных сортов
нефтепродуктов.
Всасывающийся трубопровод выполняется из стальных труб диаметром 300-500
мм, которые имеют отличительную окраску - одно широкое кольцо
коричневого цвета. Чтобы обеспечить более полную откачку груза, нижний
конец приемных отростков заканчивается колоколообразным раструбом или
специальным приемником. Вся арматура всасывающего трубопровода имеет
дистанционное управление.
Разгрузочный (напорный) трубопровод начинается у грузовых насосов
вертикальными трубами, идущими на верхнюю палубу. Дальше магистраль
прокладывается по палубе и от нее к бортам идут отростки, к которым при
погрузке и выгрузке присоединяют подаваемые на берег гибкие шланги.
Палубные магистральные трубопроводы соединяются вертикальными трубами
(стояками) с магистральным^ трубопроводами, проложенными в танках.
Стояками пользуются в тех случаях, когда погрузка нефти производится
береговыми средствами. На трубопроводах грузовой системы накрашивают
коричневой краской одно широкое отличительное кольцо.
При плавании без груза нефтеналивные суда принимают значительное
количество водяного балласта. Для его размещения суда новой постройки
имеют специальные балластные танки, оборудованные независимой балластной
системой. Для аварийного слива изолированного балласта через грузовой
насос может быть предусмотрен съемный патрубок, присоединяющий
балластный трубопровод к грузовому насосу. На трубопроводе установлен
невозвратный клапан.
Зачистная система. Эта система осуществляет полное удаление остатков
жидкого груза. Всасывающая магистраль зачистной системы выполняется так
же, как и у грузовой системы, но только из труб меньшего диаметра, и ее
приемные отростки значительно ближе доведены до днища. Зачистная система
обслуживается отдельными насосами, которые подают нефтепродукты в
разгрузочную магистраль грузовой системы и оттуда - в особые отстойные
танки. Трубы зачистной системы имеют отличительное широкое кольцо
коричневого цвета.
Некоторые суда специальной зачистной системы не имеют. В этом случае
для более полного удаления нефти на всасывающем трубопроводе грузовой
системы дополнительно устанавливают зачистные приемные отростки, которые
имеют небольшой диаметр и доведены почти до днища. Этими отростками
пользуются при удалении небольшого количества оставшегося груза. Можно
иметь один приемник с регулируемым проходным сечением (рис. 147). В нем
жидкость засасывается не только снизу, но и через верхнее отверстие. При
уменьшении количества жидкого груза верхнее отверстие закрывается
плавучим шаром, что дает возможность почти полностью откачать остатки
нефтепродуктов.
Система подогрева. Эта система устанавливается на судах, перевозящих
вязкие нефтепродукты и предназначена для понижения вязкости, что
облегчает перетекание груза. Система имеет вид змеевиков из стальных
труб, по которым пропускают пар. Подогреватели уложены по днищу танков,
чтобы обеспечивать подогрев груза у приемных отростков.
Система мойки и пропаривания танков. Такая система состоит из
трубопровода, по которому пропускают горячую воду или моющий раствор.
Мойку танков производят специальными машинками с вращающимися соплами.
Эти машинки установлены стационарно в каждом грузовом танке и имеют
программное управление. При подаче воды сопла машинки вращаются и таким
образом обрабатывается вся поверхность танков. Разжиженные остатки
нефтепродуктов вместе с водой откачиваются в отстойные танки.
Рис. 147 Приемник с регулируемым проходным
сечением
В последнее время на танкерах находит применение система мойки сырой
нефтью. К
моечным
машинкам вместо воды подается под давлением перевозимая на судне
нефть, которая очень хорошо очищает танки от остатков груза. При
использовании этой системы танки должны быть оборудованы системой
инертных газов.
Газоотводная система. Эта система предназначена для удаления паров
нефтепродуктов, которые представляют большую пожарную опасность.
Газоотводные трубки из нескольких танков объединяют в общий
магистральный трубопровод, который выводится вдоль мачты. Трубопроводы
газоотводной системы имеют дыхательные клапаны и огневые предохранители.