Исправное техническое состояние судна и его элементов обусловлено
правильной организацией технической эксплуатации, что включает в себя:
техническое использование, техническое обслуживание и ремонт. Судно и
его технические средства должны использоваться в строгом соответствии с
инструкциями и правилами технической эксплуатации. Отклонение от
нормативных документов может быть допущено лишь в исключительных случаях
Вахтенная служба осуществляет управление всеми судовыми техническими
средствами и контроль за их состоянием, обеспечивая безопасность
плавания и требуемый режим работы. Контроль за состоянием и режимами
работы судна и его технических средств производится по показаниям
контрольно-измерительных приборов и средств аварийно-предупредительной
сигнализации, а также по контрольным измерениям основных параметров и по
анализам рабочих сред.
Ответственность за правильное техническое использование несет капитан, а
непосредственными руководителями являются старший помощник капитана и
старший механик. Перед выходом судна в рейс они проверяют готовность
судна к плаванию и исправность его основных технических средств.
Результаты проверки докладывают капитану и записывают в судовой и
машинный журналы.
Техническое обслуживание обеспечивает исправное техническое состояние и
его оборудования и длительное поддержание в заданных пределах их
технико-эксплуатационных характеристик. В техническое обслуживание
входят работы, выполнение которых предусмотрено правилами технической
эксплуатации и инструкциями по уходу: осмотры, очистка, окраска, смазка,
регулировка, проверка креплений, замена отдельных деталей и т. п.
Основной задачей технического обслуживания является предупреждение
интенсивных износов, поэтому работы по техническому обслуживанию должны
выполняться постоянно и дифференцированно с учетом конструктивных
особенностей судна и судовых технических средств, их надежности и
условий использования.
Порядок и последовательность выполнения работ по техническому
обслуживанию определяет старший механик. Под его руководством
разрабатываются планы-графики технического обслуживания по заведованиям.
При составлении планов графиков используют типовой план-график,
разработанный Службой судового хозяйства для данной серии судов, а также
инструкции по эксплуатации, технические формуляры, правила технической
эксплуатации и другие нормативные документы по техническому
обслуживанию. На основе разработанного плана-графика капитан
представляет в Служб) судового хозяйства пароходства годовые заявки на
техническое и материально-техническое обслуживание.
Работы по техническому обслуживанию выполняют члены судового экипажа,
ремонтные бригады и береговые предприятия (базы технического
обслуживания, судоремонтные заводы, электрорадионавигационные камеры).
Для проведения работ по техническому обслуживанию из членов судового
экипажа, не несущих вахту, создаются бригады, состав и численность
которых зависит от объема и характера работ. Ремонтные бригады, которые
периодически направляют в рейс, обычно выполняют наиболее сложные
работы. В отдельных случаях членов ремонтной бригады включают в судовые
рабочие бригады. Береговые предприятия выполняют техническое
обслуживание судов по заявкам капитана. Работы, выполненные ремонтными
бригадами и береговыми предприятиями, должны быть приняты судовой
администрацией и оформлены соответствующей документацией.
Все работы по техническому обслуживанию выполняют без вывода судна из
эксплуатации - в рейсе или при стоянках в порту под грузовыми или
вспомогательными операциями. Отдельные работы, предусмотренные
планами-графиками технического обслуживания, выполняют в периоды
заводских ремонтов.
Ремонт. Он обеспечивает восстановление частично или полностью утраченных
в процессе использования технико-эксплуатационных характеристик судов и
судовых технических средств Для предупреждения интенсивного износа
ремонт судов проводится по планово-предупредительной системе (ППС),
которая представляет собой совокупность мероприятий, запланированных по
уходу, надзору и ремонту, чем обеспечивается поддержание судна и
его,тонических средств в состоянии постоянной эксплуатационной
готовности.
В зависимости от объема и характера ремонтных работ для судовых
технических средств устанавливаются два вида планово-предупредительного
ремонта - текущий и капитальный.
Текущий ремонт судовых технических средств заключается в выполнении
работ по поддержанию судна в исправном техническом состоянии. При
текущем ремонте выполняются в основном только такие работы, которые не
требуют замены отдельных элементов или узлов. По корпусной части такие
работы сводятся к очистке и окраске корпуса, устранению неплотностей и
мелких повреждений, замене заклепок и т. п.
Капитальный ремонт судовых технических средств заключается в выполнении
работ по восстановлению Их нормальных технико-эксплуатационных
характеристик. К таким работам по корпусной части относятся замена
листов обшивки и элементов набора, а также изготовление и замена
отдельных участков или деталей судовых устройств и систем.
Современное судно является сложным комплексом инженерных сооружений,
механизмов и устройств, значительно отличающихся между собой сроками
износа деталей и узлов. Поэтому для всего судна в целом устанавливаются
другие виды планово-предупредительного ремонта - заводской и доковый.
Заводской ремонт состоит в восстановлении исправного технического
состояния судна после определенного периода эксплуатации. В зависимости
от технического состояния судна при заводском ремонте выполняют работы
по текущему и капитальному ремонту судовых конструкций и технических
средств, чем обеспечивается восстановление прочности судна и его
технико-эксплуатационных характеристик. Периодичность и объем заводского
ремонта устанавливает Минморфлот. В настоящее время большинство судов
транспортного флота работает по четырехлетнему ремонтному циклу между
заводскими ремонтами. При хорошем техническом состоянии судна
пароходство может увеличить установленный межремонтный период.
Доковый ремонт - восстановление исправного технического состояния
подводной части судна. Для осмотра и ремонта подводной части применяют
доки разных типов.
Плавучий док (рис. 148)-прямоугольный понтон, по краям которого имеются
башни, идущие почти по всей длине дока. Понтон переборками разделен на
ряд отсеков, большая часть из которых служит для приема забортной воды.
На палубе понтона устанавливаются кильблоки высотой 1 - 1,5 м. При
доковании судна в отсеки дока принимается вода, и он погружается до тех
пор, пока глубина над кильблоками не превысит осадку судна. Это
позволяет ввести между башнями судно и установить его на кильблоки.
Когда принятая вода из отсеков дока удаляется, он всплывает и поднимает
судно.
Сухой док (рис. 149) - гидротехническое сооружение, представляющее собой
котлован, расположенный ниже уровня воды и отделенный от внешней
акватории при помощи специального затвора. При вводе судна в док затвор
закрывается, из дока откачивается вода и судно садится на кильблоки.
Наливной док - береговое сооружение, но его котлован расположен выше
уровня воды. В котловане имеется спусковой канал, сообщающийся с внешней
акваторией. При доковании судно вводится в канал, и ворота дока
закрываются. Когда док заполняется водой, судно всплывает. Затем оно
отводится на боковые площадки, где устанавливается на кильблоки. После
этого вода из дока выпускается, а судно садится на кильблоки и
осушается.
Рис. 148. Плавучий док
При доковании выполняют работы по очистке корпуса, ремонтируют
движительно-рулевой комплекс и донно-бортовые устройства. В процессе
докового ремонта выполняют также работы недокового характера,
необходимые для обеспечения безопасной эксплуатации судна до следующего
планового ремонта. Можно производить и операции более серьезного
характера, например замену листов обшивки или набора.
Для подъема малых судов при их ремонте используют слип (рис. 150),
который имеет горизонтальные и наклонные площадки. Подъем и спуск судов
производятся по рельсовому пути при помощи лебедок.
Межрейсовый ремонт, который не является плановым, производится для
устранения неисправностей отдельных элементов судна. Время и объем
межрейсового ремонта устанавливаются пароходством в пределах плановой
продолжительности ремонтного времени.
Рис. 149. Сухой док
Планово-предупредительная система (ППС) применяется в течение всего
нормативного срока службы судна, за которое принимают 20-24-летний
период эксплуатации. По истечении этого срока судно в зависимости от его
технического состояния может быть выведено из этой системы. Для судов,
на которые не распространяется ППС, предусматриваются следующие виды
ремонта: поддерживающий и восстановительный.
Поддерживающий ремонт применяют в том случае, когда в связи с
значительным износом судна большие затраты на его ремонт не будут
возмещены за время его дальнейшей эксплуатации. Поэтому при
поддерживающем ремонте выполняются только минимально необходимые работы,
обеспечивающие возможность рентабельной работы. После такого ремонта
суда обычно получают ограничение в районе плавания и в дальнейшем
эксплуатируются до предельного износа.
Рис. 150. Слип
Восстановительному ремонту подвергаются суда, которые по каким-то
причинам были выведены из состава действующего флота. Цель такого
ремонта - восстановление технического состояния, обеспечивающего
пригодность судна к длительной эксплуатации. Для повышения
технико-эксплуатационных качеств проводят все необходимые работы по
модернизации и реконструкции. Из-за высокой стоимости восстановительный
ремонт проводится только в исключительных случаях. После
восстановительного ремонта судно подлежит вводу в
планово-предупредительную систему ремонта.
Аварийный ремонт, который также не входит в ППС, производится для
устранения повреждений, полученных в результате аварии. При аварийном
ремонте обычно выполняются только неотложные работы, вызванные аварией.
Выполнение других работ допускается в пределах срока, установленного для
устранения аварийных повреждений.
Все виды ремонтов производятся с выводом судов из эксплуатации в
основном на специализированных судоремонтных предприятиях. Для
специализации судоремонтного производства суда закрепляются за заводами,
где накапливается вся необходимая техническая и технологическая
документация по данной серии судов. Такая специализация заводов
позволяет применять агрегатный метод ремонта, выполнять ремонт по
типовой технологической документации и производить ремонтные работы с
применением специализированной оснастки, инструментов и средств
механизации.