Несмотря на большое число различных
способов
защиты от коррозии, основным до настоящего времени остается окраска
судов. Для обеспечения надежной защиты окраску необходимо производить по
рекомендованным схемам, не допуская их упрощения, изменения или замены
материалов.
Наиболее стойкое защитное покрытие должна иметь подводная часть наружной
обшивки, так как профилактический ремонт и подновление покрытия на этих
участках в процессе эксплуатации судна практически невозможны. Окраску
подводных поверхностей судов производят этинолевой краской или
эпоксидной эмалью, а для окраски судов из легких сплавов применяется
эмаль на сополимерно-винил-хлоридной основе. Эмалью красят по слою
фосфатирующего грунта, а этинолевую краску наносят на корпус без грунта.
Надежная защита подводной части от коррозии обеспечивается при окраске в
четыре слоя, а на носовую оконечность и на сварные швы наносят два
дополнительных слоя.
Для защиты от обрастания подводную часть наружной обшивки окрашивают
необрастающими красками, которые наносят на антикоррозионное
лакокрасочное покрытие. Эти краски \содержат мышьяково-ртутные
соединения, образующие отравляющую зону для микроорганизмов.
Необрастающее покрытие наносят в два слоя. Исключение составляют только
суда, плавающие в северных морях - их окрашивают необрастающими красками
в один слой. Суда, плавающие на рейдах северных морей и в пресных водах,
необрастающего покрытия не имеют.
Подводную часть малотоннажных судов можно также окрашивать
термопластической краской, которую наносят на обшивку судна по слою
каменноугольного лака в разогретом виде (100-120 °С). Эта краска
обеспечивает защиту как от коррозии, так и от обрастания.
Для защиты от коррозии пояса переменной ватерлинии применяются
эпоксидная эмаль и краски, полученные на основе сополимеров. Надводные
наружные поверхности окрашивают глифталевыми и пента-фталевыми эмалями,
которые наносят на грунт.
Наружные палубы покрывают эпоксиэфирной эмалью, а участки палуб, где
выполняются швартовные работы,-нескользящей пентафтале-вой эмалью. Для
палуб нефтеналивных судов рекомендуется применять теплоотражающую эмаль.
Все эти эмали наносят на слой грунта. Стальные палубы под деревянным
настилом окрашивают в два слоя смешанным грунтом.
Внутренние помещения можно окрашивать масляными и эмалевыми красками, не
содержащими соединений свинца, ртути или других веществ, вредных для
здоровья. Но лучше для этих целей использовать трудносгораемые краски на
пентафталевом лаке. В качестве отделочных покрытий во внутренних
помещениях можно применять также водоэмульсионную краску, достоинством
которой являются негорючесть, безвредность и отсутствие запаха.
Грузовые трюмы можно окрашивать пентафталевой эмалью, а помещения для
перевозки химически активных грузов окрашивают полиуретановой эмалью или
наносят три слоя эпоксидной шпаклевки. Для грузовых танков нефтеналивных
судов и топливно-балластных танков используют специальную эмаль.
Балластные цистерны и другие помещения с повышенной влажностью
рекомендуется окрашивать этиленовыми красками. Цистерны для питьевой и
мытьевой воды окрашивают краской на основе калиевого стекла и
кремнийорганической краской.
Наряду с отечественными красками на морском флоте широко применяются
импортные лакокрасочные материалы. При использовании импортных
материалов для покраски необходимо подбирать такие покрытия, основа у
которых близка к ранее нанесенным. На поверхности, окрашенные
отечественными виниловыми эмалями, можно наносить импортные краски на
виниловой основе, а на пентафталевые и глифталевые эмали следует
наносить краски на алкидной основе. Подводную часть, окрашенную
этино-левой краской, можно подкрашивать красками на виниловой и
винилкаучуковой основах.
Краски наносят на поверхность распылением или втирают малярными кистями
(рис. 153). На большие площади краску наиболее удобно наносить маховой
кистью, имеющей длинную (до 2 м) ручку. В других случаях пользуются
ручниками, размер которых выбирают в зависимости от площади окрашиваемой
поверхности. Мелкие детали окрашивают филеночными кистями, которые также
используют для выполнения различных декоративных работ. Отделку
окрашенной поверхности и сглаживание неровностей производят флейцевой
кистью.
В последнее время широкое распространение получили валиковые кисти,
представляющие собой валик, на который натянута короткостриженая шкурка
или ворсистая ткань.
Для обеспечения высокого качества окраски кисти необходимо содержать в
исправном состоянии. При перерывах в работе их следует положить в бачок
с растворителем, чтобы они не засыхали. При этом щетина не должна мяться
и перегибаться, После окончания работ кисти следует промыть
уайт-спиритом или скипидаром, а затем теплой водой с мылом. Новые кисти,
имеющие длинную щетину, следует перевязывать крученым> шпагатом на-2/3
длины щетины. Перед употреблением новые кисти надо вымачивать в течение
30-40 мин в теплой воде.
Краску следует наносить широкими полосами, а затем тщательно растирать
кистью в поперечном и продольном направлениях до получения тонкого
равномерного слоя без пропусков и потеков. Для того чтобы получить
гладкую поверхность, верхний слой флейцуют. При работе флейц необходимо
держать перпендикулярно окрашиваемой поверхности, а обычные кисти - под
углом 45-55°. Чтобы кисть изнашивалась равномерно, в процессе работы ее
надо периодически поворачивать.
Рис 153 Малярные кисти а - маховик, б - ручник,
е - филеночные, г - флейц, д - валиковая
Окраска способом втирания обеспечивает высокое качество защитного
слоя. Поэтому наиболее ответственный грунтовочный слой, наносимый на
защищаемую поверхность, в судовых условиях нужно выполнять только
вручную при помощи кисти. Каждый последующий слой следует наносить после
полного высыхания предыдущего. Качество защитного покрытия с увеличением
продолжительности сушки каждого слоя улучшается. При окраске этинолевыми
и необрастаю-щими красками, а также каменноугольным лаком сушку надо
проводить ограниченное время, так как пленки этих красок и лака под
воздействием солнца и воздуха разрушаются. Поэтому этинолевые краски
следует наносить, когда предыдущий слой еще дает небольшой отлип.
Качество окрасочных работ в значительной степени зависит от вязкости
краски. При пониженной вязкости краски на окрашенной поверхности
образуются потеки и наплывы, если же краска слишком густая, то остаются
неукрытые места и штрихи от кисти, а также образуется рябь.
Значительное влияние на качество защитного покрытия оказывают влажность
воздуха и наличие влаги или жира на окрашиваемой поверхности. При
окраске влажных поверхностей образуются воздушные пузыри и поры. Такие
же дефекты и в том случае, когда вода содержится в краске.
Все окрасочные работы необходимо производить) при температуре воздуха не
ниже -50С. При отрицательной температуре (до -10°С) окраску можно
производить только в случае особой необходимости.
Механизация окрасочных работ достигается применением краскораспылителей.
Наибольшее распространение получили аппараты с воздушным распылением
краски. В распылителях этого типа в рабочее сопло подается сжатый
воздух, который, выходя из сопла, увлекает краску и распыляет ее. В
некоторых случаях краска подводится самотеком из небольшого бачка
(стакана), установленного непосредственно на распылителе. Но чаще для
подачи краски используется сжатый воздух, который подводится к
краско-нагнетательному баку.
Воздух, используемый в краскораспылителях, не должен содержать частиц
масла и воды. Для очистки сжатый воздух перед поступлением в распылитель
пропускается через масло водоотделитель, имеющий необходимые фильтры.
В последнее время все более широкое применение находит способ
безвоздушного распыления, который значительно повышает
производительность окрасочных работ, обеспечивает высокое качество
покрытия и улучшает условия труда. Аппарат для безвоздушного распыления
имеет распылительный пистолет, в который краска подается поршневым или
плунжерным насосом под давлением 15-30 МПа Распыление лакокрасочного
материала происходит вследствие расширения выходящей из сопла струи.
Для уменьшения расхода краски можно применять окраску в электрическом
поле. В этом случае используются электростатические распылители.
Качественная окраска краскораспылителем обеспечивается при выполнении
следующих требований: расстояние от распылителя до окрашиваемой
поверхности должно быть 250-350 мм;
перемещать распылитель следует сверху вниз и снизу вверх на весь размах
руки, если этому не препятствуют размеры окрашиваемой поверхности;
каждая новая полоса должна перекрывать предыдущую на 10- 15 мм;
во всех случаях направление струи должно быть перпендикулярно
окрашиваемой поверхности;
при перерывах в работе распылитель необходимо помещать в бачок с
растворителем, а при длительных- промыть растворителем, который наливают
в стаканчик или нагнетательный бак и продувают сжатым воздухом.
Краскораспылители можно использовать для окраски как наружных
поверхностей, так и внутри помещений, оборудованных соответствующей
вентиляцией. Ядовитые краски наносить способом распыления категорически
запрещается. Нельзя также применять краскораспылители с воздушным
распылением для нанесения грунтовочного слоя.
Наряду с подводной очисткой в настоящее время начинает применяться
подводная окраска судов. Главная особенность окраски под водой
заключается в том, что краска наносится на смоченную поверхность.
Поэтому краска должна обладать значительно большей вязкостью, чтобы она
надежно прилипала к поверхности. Производить подводную окраску можно
способом втирания и распылением. В первом случае для нанесения краски
используют валиковые или дисковые щетки с непрерывной подачей краски.
Распыление под водой производят безвоздушным способом, подавая краску в
специальный краскораспылительный пистолет под большим давлением.
Качественно выполненное лакокрасочное покрытие может быстро прийти в
негодность, если за ним не налажен должный уход Поэтому на судне
необходимо вести систематическое наблюдение за сохранностью окраски При
осмотрах следует обращать особое внимание на состояние окрашенных
поверхностей в помещениях с повышенной влажностью и в скрытых для
прямого наблюдения местах Обнаруженные дефекты необходимо устранить и
при первой возможности восстановить окрасочное покрытие.
В период эксплуатации судна необходимо периодически возобновлять
окраску. Во внутренних помещениях окраска производится 1 раз в 2-3 года.
Возобновлять наружную окраску необходимо ежегодно, а пояс переменной
ватерлинии - 2 раза в год. Подводную часть окрашивают необрастающими
красками при каждом доковании.