Инерция - одно из важнейших маневренных свойств судна.
Основными элементами инерции являются время t и расстояние S,
необходимые судну для его остановки или приобретения другой заданной
скорости после изменения или прекращения работы движителя.
Процесс ускорения или замедления будет продолжаться до тех пор, пока
силы, действующие на судно, не уравновесятся (движение станет
установившимся) или прекратят свое действие (судно остановится).
На инерционные характеристики судна влияют различные факторы: начальная
скорость, загрузка, крен, дифферент, тип и мощность СЭУ, глубина места и
гидрометеорологические условия.
Торможение судна происходит вследствие изменения движущей силы (снижение
частоты вращения винта) или увеличения силы сопротивления (ветра,
волнения,течения).
Процесс торможения судна от исходной скорости до остановки состоит из
трех периодов: предварительного, пассивного и активного. Предварительный
.- время с момента подачи команды о начале торможения до начала
(уменьшения) падения частоты вращения винта. Пассивный -движение судна
при уменьшенной (сброшенной) нагрузке главного двигателя. Активный -
время с момента начала вращения гребного винта на задний ход до полной
остановки судна.
Тормозное расстояние - расстояние, проходимое судном от момента подачи
команды на телеграф до момента остановки или достижения заданной
скорости.
Тормозной путь (расстояние) и время торможения, кроме факторов,
указанных в инерционных характеристиках, зависят от водоизмещения судна,
силы упора винта при работе движителя на задний ход, а также от влияния
внешних сил - ветра, волнения, течения. При расчете тормозного пути надо
учитывать дополнительное сопротивление движению судна, которое создают
гребной винт и отклоненное от ДП перо руля. Сопротивление гребного винта
зависит от его размеров, количества лопастей и скорости судна.
Сопротивление винта со свободным вращением составляет около 1/3
сопротивления застопоренного винта. Сопротивление пера руля
пропорционально углу перекладки, его площади и скорости встречного
потока.
Инерционно-тормозные характеристики в основном определяются опытным
путем, но есть и расчетные методы. Способы их определения и методика
такие же, как при определении скорости. Инерционные и тормозные
характеристики судна составляются в виде графиков при произвольном,
непостоянном масштабе расстояний, имеющих шкалу времени и скорости.
Инерционное расстояние ограничивается точкой, где скорость судна уже не
обеспечивает его управляемость (или равна 20 %). Здесь же показываются
наиболее вероятные отклонения судна от курса.
Таблица маневренных элементов судна включает в себя обязательный
оперативный минимум данных, который может быть дополнен службой
безопасности мореплавания или капитаном: инерционные
и тормозные характеристики, элементы поворотливости; элементы ходкости,
изменение осадки под влиянием крена и посадки,
элементы маневра для спасения человека, упавшего за борт.
В таблице приводятся: расстояние - в кб, время - в мин, скорость - в уз,
все значения округляются до 5 %.