Правильное, своевременное и объективное расследование аварийных
случаев, проведение на этой основе комплекса мероприятий по обеспечению
безаварийной эксплуатации судов морского флота и воспитание работников
морского транспорта в духе ответственности за порученное дело, точного и
неуклонного выполнения всех законов, правил и положений, регулирующих
работу флота, являются необходимыми условиями борьбы с аварийностью.
Все аварийные случаи с судами, выходящими в море, классифицируются на:
кораблекрушения, аварии и аварийные происшествия. Кораблекрушение -
аварийный случай с судном, в результате которого произошли гибель судна
или его полное конструктивное разрушение.
Авария - это такой случай с судном, в результате которого имели место:
повреждение судна, приведшее к потере мореходности, а также берегового
сооружения, с выводом его из эксплуатации и требующее в обоих случаях
времени не менее 48 ч на исправление повреждений;
нахождение на мели грузового судна не менее 48 ч, а пассажирского не
менее 12 ч независимо от наличия повреждений.
Аварийное происшествие - это аварийный случай с судном, в результате
которого имели место:
нахождение на мели грузового судна менее 48 ч, а пассажирского менее 12
ч;
повреждение судном навигационного оборудования с выводом его из
эксплуатации.
Повреждением судна считается повреждение корпуса, двигателей,
механизмов, котлов, устройств, систем и других элементов судна. Если
повреждения корпуса, руля, винтов, главных и вспомогательных механизмов
произошли не по вине экипажа, а из-за плавания в ледовых условиях, то
они считаются ледовыми аварийными случаями.
Аварийные случаи с человеческими жертвами независимо от тоннажа и
мощности судов рассматриваются как чрезвычайные происшествия и
расследуются как аварии.
Расследование аварийных случаев с иностранными судами в территориальных
или портовых водах СССР производит капитан морского торгового порта.
Если при расследовании капитаном порта аварийного случая выявляются
признаки преступления, то он немедленно должен сообщить об этом
транспортному прокурору.
Срок расследования аварийных случаев не должен превышать 15 сут.
Материалы и заключения расследования капитан порта направляет
судовладельцу. В случае несогласия судовладельца с заключением капитана
порта он может их обжаловать в 5-дневный срок. _0б аварийном случае
капитан обязан немедленно доложить своему руководству. О всех аварийных
случаях с советскими судами в иностранных портах капитан судна обязан
сообщить в торгпредство СССР, советскому консулу, а в необходимых
случаях - советскому посольству.
Все повреждения судов, касания грунта и посадка на мель,
не являющиеся аварийными случаями, расследуются и самостоятельно
оформляются капитаном судна, надзор и учет повреждений осуществляет
служба безопасности мореплавания пароходства.
Аварийные происшествия, касающиеся двух или нескольких судов разных
судовладельцев, полностью расследуются капитанами портов и учитываются
владельцами судна, которое виновно в происшествии в большей степени.
Столкновения судов, принадлежащих разным министерствам или ведомствам,
повреждение судами портовых сооружений или знаков навигационного
ограждения, посадки на мель, удар о подводный предмет или взрыв, имевший
место в пределах акватории порта и судоходных фарватеров, расследуются в
ближайшем или первом советском порту захода только капитаном морского
порта с привлечением представителей судовладельца.
При расследовании аварий морских судов основными документами являются:
Положение о порядке расследования аварий морских судов;
Инструкция по оформлению и учету аварийных случаев и другие положения,
инструкции, приказы, которые содержатся в Сборнике
организационно-распорядительных документов и материалов о безопасности
мореплавания, 1984 г.