Морские традиции и Международные законодательства большинства морских
государств вменяют в обязанность каждому моряку выполнять благородную
задачу оказания помощи людям и судам, терпящим бедствие.
Впервые в 1910 г. в Брюсселе на Международной конференции была принята
Международная конвенция, объединяющая многие правила, касающиеся помощи
и спасания на море. В настоящее время спасание людей и оказание помощи
аварийным судам (в том числе кораблям, самолетам, плавсооружениям и т.
д.) регламентированы многими международными документами, к основным из
которых относятся:
Конвенция об открытом море (подписана в Женеве в 1958 г.);
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.
(СОЛАС-74) с поправками в 1978 и 1983 гг.; /
Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.
СССР - активный участник Международных конвенций, касающихся спасания
человеческих жизней на море и оказания помощи судам, терпящим бедствие.
Требования этих конвенций нашли свое отражение в морских законодательных
актах СССР, в приказе ММФ "О выполнении конвенции СОЛАС-74", Руководстве
по оставлению судна. В Кодексе торгового мореплавания Союза ССР (КТМ)
записано, что капитан обязан, поскольку он может это сделать без
опасности для своего судна, экипажа и пассажиров, оказать помощь любому
обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, а также следовать
со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что
они нуждаются в помощи и если на такое действие с его стороны можно
разумно рассчитывать.
Согласно ст. 264 КТМ, спасенные люди не обязаны уплачивать
вознаграждение за свое- спасение. Однако спасатели людей имеют право на
справедливую долю в вознаграждении за спасенное имущество наравне со
спасателями имущества, если спасение людей осуществлялось в связи с тем
же происшествием, что и спасение имущества.
Устав службы на судах Министерства морского флота Союза ССР (ст. 101)
также обязывает капитана оказать помощь любому обнаруженному в море
лицу, которому угрожает гибель.
При оказании помощи судну, терпящему бедствие, капитан в первую очередь
обязан принять все меры для спасения людей. Действия по спасению груза и
другого имущества, в том числе самого судна, которое должно подписать
договор о спасении по форме морской арбитражной комиссии (МАК) или
контракт по форме Английского Ллойда. В случае если этот договор
невозможно подписать по стихийным или другим обязательствам, капитан
заручается устным согласием капитана аварийного судна на спасательные
работы и подписание договора при первой возможности. Такое согласие,
переданное по радио или другими средствами, записывается в судовой
журнал судна спасателя. При отказе капитана аварийного судна от
заключения договора судно, предложившее свою помощь, может считать себя
свободным от необходимости оказания помощи, однако оно не может уходить
от аварийного судна, пока не получит на это распоряжение от своего
руководства.
Для обеспечения безопасности на море и над ним все прибрежные
государства имеют спасательную службу и региональные соглашения с
соседними государствами о взаимном сотрудничестве. СССР имеет такие
соглашения с ГДР, Данией, Финляндией, Швецией, Норвегией, Японией и
другими странами.
Для спасения людей и оказания помощи аварийным судам, терпящим бедствие
на море, на всех морских бассейнах СССР действуют экспедиционные отряды
аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ (э/о
АСПТР) морских пароходств.
Контроль за выполнением мероприятий, связанных с выполнением
обязательств СССР, вытекающих из международных конвенций и соглашений о
сотрудничестве при спасении человеческих жизней на море, и организация
исполнения этих мероприятий осуществляются Министерством морского флота
СССР.
Для оказания помощи людям, морским и воздушным судам, терпящим бедствие
на море, кроме аварийно-спасательных служб и судов Минморфлота,
привлекаются и взаимодействуют суда Минрыбхоза СССР, Военно-морского
флота (самолеты и вертолеты), Министерства гражданской авиации и
Военно-Воздушных сил. Выделенные для оказания помощи морские и воздушные
суда находятся в распоряжении руководителя спасательных работ. Это, как
правило, капитан основного спасателя.