Спасание подразделяется на поиск и спасение. Оно может быть
прибрежным, морским и океанским. В поиске и спасении принимают участие
как специализированные морские и воздушные суда, так и привлекаемые
морские суда всех ведомств, в том числе и транспортные. Способ спасения
людей определяется на месте капитаном судна-спасателя.
Для спасения людей, в том числе из воды, используют коллективные
средства спасания (катера, шлюпки, плоты). Их нужно подводить или
подбуксировать к борту аварийного судна как можно ближе.
При пожаре на судне к людям, находящимся в воде, рекомендуется подходить
с наветренной стороны, а к надувным плотам - с подветренной. При
спасательных работах в штормовых условиях, когда необходимо сгладить
волны, применяют растительные масла и животные
жиры. Нефтепродукты для этих целей применять запрещено, но если
возникает крайняя необходимость, как исключение, можно использовать
смазочные масла.
На аварийном судне посадку людей в спасательные средства коллективного
пользования производят с помощью имеющихся на судне всех видов трапов
(парадные, штормтрапы, шлюпочные и т. д.), спасательных шкентелей с
мусингами, растительных и стальных сеток. Эти же спасательные средства
применяются и, для подъема людей на судно-спасатель, дополнительно
используют грузовые устройства (краны, стрелы, для подъема сеток с
людьми).
К индивидуальным спасательным средствам относятся: спасательные
нагрудники, жилеты, гидрокостюмы, спасательные круги, аварийные буйки,
представляющие собой пробковые поправки, а при необходимости применяются
все подручные средства и материалы, способные плавать, на которых люди,
находящиеся в воде, могут держаться: бочки, бидоны, пробковые матрацы,
спасательные скамейки, аварийные брусья, пробки и т. д.
Рис. 216. Маневрирование способов "Вильямсона"
Спасенных, нуждающихся в медицинской помощи, желательно доставлять на
судно, где имеется судовой врач. К спасенным нужно относиться очень
тактично и внимательно, помня, что они перенесли нервное потрясение. Так
те, кому нужна госпитализация, при первой возможности должны быть
отправлены на берег. Потерпевших, если они в состоянии отвечать, следует
опросить об общем количестве людей на борту аварийного судна, о
возможности наличия неучтенных потерпевших и об их месте нахождения. Они
должны сообщить свои хронические заболевания. Сразу после завершения
спасательной операции об этом уведомляются все суда, принимавшие участие
в ней, и сообщается в пароходство и ближайший порт/ высадки о спасенных:
название судна, порт приписки и назначения, число спасенных людей, их
физическое состояние и потребность в медицинской помощи.
Спасение упавшего за борт человека - обязанность каждого члена экипажа.
В Уставе службы на судах (ст. 100) записано, что капитан обязан принять
все меры к спасанию человека, упавшего за борт, и может покинуть район
поисков только после того, как убедится, что поиск безрезультатен.
Если падение человека за борт было замечено, то немедленно застопорить
машину, переложить руль на тот борт, с которого упал человек, выбросить
спасательный круг с светящимся или светло-дымящимся буйком, объявить
тревогу "Человек за бортом", выставить наблюдателя за упавшим человеком,
вызвать капитана и по его указанию объявить, какую шлюпку готовить к
спуску. Управление судном переводится на ручное, днем поднимается флаг
"О" (Оскар) по МСС-65. С крыла ходового мостика выставленные наблюдающие
флажком или руками показывают направление на упавшего за борт человека.
Вахтенный помощник капитана не всегда может увидеть падение человека за
борт. В этом случае приходится осуществлять поиски человека спустя
некоторое время после его падения в воду.
Маневрирование судна для возвращения к месту падения человека в воду
зависит от конкретных условий плавания. Рекомендуется использовать два
способа поворота.
Рис. 217. Маневрирование способом "Координат"
"Способ Вильямсона" (рис. 216) - поворот в сторону упавшего на
заданный угол а с последующей перекладкой руля на противоположный борт
до возвращения на контркурс. Угол а для каждого типа судна свой. Поэтому
в таблице маневренных элементов судна нужно иметь схемы маневрирования
при падении человека за борт, где указываются величины углов аир,
определенные расчетно-опытным путем для судна в грузу или балласте.
Рис. 218. Схема поиска по секторам одним судном
"Способ координат" (рис. 217) - поворот в сторону упавшего на
рассчитанный угол р = 240° с выходом на новый курс ИКл = ИК + р.
Следуя контркурсом, подходят с наветренной стороны к человеку,
находящемуся в воде, и организуют его спасение.
К спасательной шлюпке, объявленной к спуску, выходят члены экипажа,
расписанные по тревоге "Человек за бортом". Старший помощник капитана
непосредственно руководит спуском шлюпки на воду и подъемом ее на борт.
Командир шлюпки (обычно второй помощник) с биноклем и переносной
радиостанцией УКВ, старшина шлюпки со спасательным кругом с линем,
судовой врач с аптечкой и члены экипажа согласно судовому расписанию в
спасательных жилетах берут с собой запасной спасательный жилет, теплое
одеяло (одежду) и садятся в шлюпку.
Иногда суда привлекают к поиску объекта или человека в указанных
координатах. Для достижения этой цели разработаны и рекомендованы
типовые поисковые схемы.
Схема поиска по секторам. Схема поиска одного судна в особых
обстоятельствах применяется, когда положение объекта известно в узких
пределах и судно ведет поиск по лучам от исходной точки в небольшом
районе вероятного нахождения объекта. Выполнение поиска начинается с
наиболее вероятного исходного положения. Все повороты судна выполняются
вправо на 120°. Эта схема дает высокую степень вероятности обнаружения.
По окончании первой стадии поиска следует развернуть схему на 30° вправо
и продолжить поиск (пунктирная линия) и т. д. (рис. 218).