Маневренность - это совокупность основных навигационных
свойств судна, которая обеспечивает ему возможность перемещаться в
заданном направлении с необходимой скоростью.
Маневренные свойства судна не постоянны и состоят из элементов.
Их изменение происходит под влиянием различных факторов как внешних, так
и самого судна.
К числу основных элементов судна относятся: ходкость, скорость,
управляемость, инерция. - Ходкость - способность судна перемещаться с
заданной скоростью, преодолевая сопротивление воды и ветра. Это
достигается работой движителя (главный двигатель, парус и т. д.),
который создает и поддерживает движущую силу, приложенную к судну.
Ходкость судна характеризуется скоростью, инерцией и дальностью
плавания.
Скорость - способность судна проплывать определенное расстояние (S) за
определенное время (t): V = S/t. От точного знания скорости зависит
успех выполнения маневра, поэтому она определяется на каждом судне с
точностью до 0,1 уз при заданной частоте вращения движителей.
Скорость судна определенная на ходовых испытаниях после постройки,
ремонта или докования и установленная для данного судна, называется
технической скоростью. Это скорость, которую имеет судно относительно
воды, когда механизмы развивают полную мощность при благоприятных
метеорологических условиях. На скорость в период эксплуатации судна
влияют: обрастание корпуса (5-10 %), волнение и ветер (до 20 % и более),
мелководье, течение, загрузка и дифферент.
Скорость при проектировании судна выбирается на основании анализа
экономических и эксплуатациионных расчетов с учетом условий его будущей
работы.
Способы определения скорости. Существует несколько способов определения
скорости судна: навигационные (на мерной линии, с помощью плавающего
предмета, между обсервациями), радиотехнические (с помощью судовой РЛС,
по радионавигационным системам).
Определение скорости на мерной линии. Этот способ является наиболее
точным и получил наибольшее распространение, применяется он на
специально оборудованном полигоне, называемом мерной линией (рис, 161).
Для оборудования этого полигона выбирают участок моря, защищенный от
волнения,ветра и течения, с равными и достаточными глубинами./ Запас
воды под килем должен быть равен 5-6 осадкам судна.
На берегу устанавливают одну пару ведущих (С1С2) и не менее двух пар
секущих (ЛИг, В\В2) створных знаков.
Испытания проводят при волнении не более 3 и ветре - не более 4 баллов и
скорости течения до 0,3 уз. Полигон должен быть свободным и удобным для
маневрирования.
Рис 161. Испытание на мерной линии
Судно в грузу или балласте выходит на мерную линию. Скорость
определяется на всех режимах работы главного двигателя: полного,
среднего, малого и самого малого хода. В судовой журнал записываются
осадки носом и кормой, состояние погоды (ветер, волнение, наличие
течения).
В районе мерной линии судно ложится на ведущие створы (перпендикулярно к
секущим), имея частоту вращения винта, соответствующую режиму испытаний.
В момент прохождения первой пары секущих створов В]В2 наблюдатель
пускает секундомер, одновременно замечая отсчет лага и тахометра
(частоту вращения гребного винта). При прохождении второй пары секущих
створов Л1Л 2 останавливают секундомер, вновь снимают Показания лага и
тахометра. Полученные данные заносят в таблицу испытаний. После прохода
вторых секущих створных знаков судно проходит некоторое расстояние,
разворачивается и ложится на обратный курс. Следует иметь в виду, что
при повороте (на циркуляции) происходит падение скорости до 40-50 %.
Поворот выполняют с таким расчетом, чтобы к первым по ходу секущим
створам на следующем пробеге судно вышло на ведущие створы, имея
установившуюся скорость и частоту вращения винта. Для этого
рекомендуется, пройдя конечный створ, отвернуть на угол 10-20° в сторону
от берега и, пройдя расстояние S = D*60/a, где
D -диаметр циркуляции; а - угол отворота от курса, повернуть в сторону
от берега на обратный курс.
Чтобы исключить влияние ветра и течения, для каждого режима работы
главного двигателя совершают три пробега на мерной линии - два в одном
направлении и один- в обратном.
Скорость судна V определяется на каждом пробеге:
V=_ 3600*S/t
где S - длина пробега между секущими створами, мили; t - время пробега
между секущими створами, с.
Скорость судна на определенном режиме работы главного двигателя
V=(Vi + 2V2+V3)/4
где Vi, V2, Уз - скорости судна, определенные за первый, второй и третий
пробеги.
Средняя частота вращения винта
n=(n1 + 2*n2 +
n3)/4
где n - частоты вращения винта на первом,
втором и третьем пробегах.
После окончания испытаний вычерчивают график и составляют таблицу
соответствия скорости судна и частоты вращения винта. Скорость судна
может быть рассчитана по обсервации при определении места судна любым
способом, дающим хорошую точность. Затем необходимо измерит^ расстояние
между двумя обсервованными точками и поделить его на время между этими
определениями. При этом способе определяется фактическая скорость судна
в конкретных условиях плавания без исключения влияния ветра, волнения и
течения.
Определение скорости с помощью судовой PЛC.
К району, в котором проводится определение скорости с помощью РЛС,
предъявляются такие же требования, что и к полигону с мерной линией.
На экране РЛС, ориентированном относительно курса судна, устанавливают
шкалу дальности крупного масштаба, но с таким расчетом, чтобы не
производить переключение шкал на одном пробеге.
В качестве ориентира желательно использовать свободно плавающее судно,
буй с радиолокационным отражателем. Течение в этом случае влияния не
окажет, так как и ориентир, и судно одинаково перемещаются под его
действием. Следует помнить, что при наблюдении ориентира (буя, судна) по
корме точность измерения расстояния из-за послесвечения будет ниже.
Приведя ориентир (буй) прямо по курсу (КУ = 0°), развивают требуемую
скорость. При подходе эхо-сигнала к внешней кромке первого круга
дальности включают секундомер, записывают измеренное расстояние до него
D, отсчет лага и частоту вращения движителя по тахометру. Судно
продолжает движение с тем же курсом и той же скоростью.
Рис. 162. Определение скорости с помощью РЛС: I
и 2- моменты прохождения эхо-сигнала через неподвижные круги дальности (НКД)
В момент подхода эхо-сигнала к последующей внешней кромке круга
дальности (через 2-4 мили) останавливают первый секундомер, пускают
второй (если будут измерять несколько расстояний), замечают и записывают
второе расстояние, отсчет лага и частоту вращения двигателя и т. д. в
зависимости от того, сколько будем брать для измерения расстояний.
Определяем
V=(D1-D2) При необходимости, когда
измеряют несколько расстояний, можно получить осредненную скорость-.
Vср=сумма (D1-D2)/t
или
Vср=сумма (V)/т
где Vcр - осредненная скорость,
n - количество измерений, D1
- расстояние до ориентира в моментпервых
измерений, D2 - расстояние до ориентира в
момент вторых измерений; t - время между первым и вторым измерениями;
(D1-D2) - расстояние между первым и вторым
измерениями, сумма (V) - сумма скоростей (V1+V2+V3
и т. д ); сумма (D) сумма измеренных
расстояний (d1+d2+d3 и т. д.), сумма
t - общее время между первым и последним
измерениями
Если ориентир (буй, судно) стоит на якоре, то выполняют два пробега
судна на одном курсе (КУ = 0°) и один на обратном (КУ=180°). В этом
случае обработка всех наблюдений и расчеты ведутся по методике, как на
полигоне при испытании на мерной линии (рис. 162).
Определение скорости с помощью фазовых радионавигационных систем (РНС).
Определить скорость судна с высокой точностью позволяет РНС "Декка" и
другие фазовые РНС. Для этого используется свойство гипербол сохранять
на определенных участках взаимную параллельность. Границы гипербол на
навигационных картах известны с высокой точностью. Если следовать
курсом, перпендикулярным гиперболам, то пробег между ними аналогичен
пробегу между двумя секущими створами на мерной линии. Чтобы исключить
влияние ветра и течения выполняются два-три пробега на противоположных
курсах. Длину пробега берут не менее 2 миль (4-5 дорожек) . Для
повышения точности определений скорости пользуются специальными
крупномасштабными планшетами в проекции Меркатора, охватывающими участки
моря размером 5X6 миль, на которых нанесены сетки гипербол.
Планшет представляет собой полигон с любым количеством секущих створов -
гипербол. Расстояние между гиперболами - дорожка. Она известна с
необходимой точностью и указана на планшете. Радионавигационные полигоны
подбираются с достаточными глубинами, нет ограничений в маневрировании,
с хорошим обзором и большой пропускной способностью. Методика
определения скорости состоит в том, что при пересечении судном гипербол
одновременно фиксируют время, отсчет лага, обороты винта и показания
приемника РНС. Для облегчения контроля за сносом от проложенного на
карте курса можно лечь на курс, соответствующий положению одной из
гипербол на карте и следить за постоянством отсчета.
На многих транспортных судах установлены различные системы средств
автоматической радионавигационной прокладки (САРП) и навигационные
спутниковые системы, с помощью которых можно получить точную скорость на
любом отрезке между определениями.