Для доступа в трюмы в палубах делают большие вырезы - грузовые люки,
которые по периметру ограждают вертикальным листом - комингсом высотой
500 - 600 мм. Грузовые люки должны иметь прочное водонепроницаемое
закрытие.
Наиболее простым является съемное закрытие, состоящее из одной
стальной крышки, которая закрывает весь люк. Водонепроницаемость
закрытия обеспечивается резиновыми прокладками, установленными между
комингсом и крышкой. Подъем крышек и установка их на место производятся
краном. Снятую крышку укладывают на палубу или на соседний люк. Наиболее
широко съемные закрытия применяют на контейнеровозах и лихтеровозах, где
они могут выполняться без комингсов люка, что обеспечивает удобное
размещение контейнеров на палубе.
Откидное закрытие (рис. 104) также может быть выполнено из одной крышки,
которая закрывает весь люк. Крышка шарнирно крепится к комингсу и при
открытом люке занимает вертикальное положение, что создает некоторые
неудобства при грузовых операциях.
Рис 104 Откидные закрытия а - поворотное, б -
складывающееся
Меньшую высоту имеет складывающееся откидное закрытие, две крышки
которого шарнирно соединены с поперечными комингсами. Каждая крышка
состоит из двух частей- секций, соединенных между собой шарнирно. При
открывании наружная секция поворачивается, а внутренняя не только
поворачивается, но и перемещается вдоль люка, в результате чего крышка
складывается. Для передвижения вдоль люка внутренняя секция имеет
ролики, которые перемещаются по полкам продольных комингсов.
Для открывания и закрывания крышек используют тросовый или
гидравлический привод. Тросовый привод, который работает от грузовой
лебедки, обычно применяют для закрывания люков твиндечных палуб, а
закрытия верхних палуб имеют гидропривод.
Откатываемое закрытие (рис. 105) состоит из двух секций, которые при
открывании люка откатываются на роликах к бортам по специальным
направляющим (рис. 105, а). При многоярусной конструкции откатываемое
закрытие также выполняется из двух секций, каждая из которых при помощи
гидравлических домкратов может быть приподнята так, что вторая
подкатывается под нее, открывая половину люка (рис. 105, б).
Большое применение на флоте получили закрытия системы Мак-Грегора (рис.
106), у которых люк закрывается несколькими металлическими лючинами
длиной на всю ширину люка.
Рис. 105. Откатываемые закрытия: а - с откатом к
бортам; б - многоярусное
Каждая из этих лючин имеет четыре ведущих ролика (по два с каждого
борта) и два направляющих (центрирующих). При выбирании троса, который
закреплен на последней лючине, вся крышка начинает сдвигаться вдоль
люка, перемещаясь на ведущих роликах по продольным комингсам. Когда
лючины последовательно подходят к концу люка, центрирующие ролики
вкатываются на специальные ребра, и под действием силы тяжести каждая
лючина поворачивается и занимает вертикальное положение.
Закрывают люк в обратном порядке. Для этого ведущий трос проводят через
канифас-блок, установленный на противоположном конце люка. При натяжении
троса крайняя лючина сходит с ребер и начинает перемещаться по
продольным комингсам.
Так как все лючины соединены одна с другой по торцам или цепью, то
перемещение крайней лючины вызывает перемещение всех остальных.
В некоторых конструкциях закрытия системы Мак-Грегора для открывания и
закрывания люка вместо троса используют две бесконечные цепи,
закрепленные вдоль продольных комингсов. Цепи выбирают специальной
лебедкой с двумя цепными барабанами.
Рис 106 Закрытие системы Мак-Грегора. а - общий
вид, б - принцип действия, 1- первая лючина, 2- трос на лебедку, 3-
последняя лючина, 4-утка, 5-задрайки, 6- клиновые зажимы, 7- ведущие
ролики, 8- соединительная цепь, 9-центрирующие ролики, 10-комингс люк,
11-направляющие ребра, 12-тамбучина
В другой разновидности закрытий этого типа цепи, соединяющие лючины
между собой, заменены стальными стержнями - тягами. В этом случае тяги
соединяют середину одной лючины с краем другой, что позволяет при
открывании люка складировать лючины вплотную друг к другу.
Водонепроницаемость закрытия обеспечивается резиновым уплотнением между
крышкой и комингсом, а также между отдельными лючи-нами крышки. Для
плотного обжатия резинового уплотнения лючины прижимают одну к другой
клиновыми зажимами. К комингсу люка крышка прижимается винтовыми
задрайками или клиньями.
В положении по-походному лючины лежат на комингсе люка и плотно обжимают
резиновые прокладки. Поэтому прежде чем открывать люк, необходимо лючины
несколько приподнять, иначе при горизонтальном перемещении крышки будет
происходить быстрый износ резины уплотнения. Для подъема и опускания
лючин имеется целый ряд различных конструкций (рис. 107).
В одной из таких конструкций (рис. 107, 1) лючины поднимают поворотом
эксцентриковой втулки. При повороте втулки на пол-оборота ведущий ролик
упирается на ребро комингса и поднимает лючину. Для поворота втулки
имеют специальные
гнезда, куда вставляют ломик. После поворота втулку стопорят на оси
ролика специальным штырем.
В другой конструкции (рис. 107, II) для подъема лючин служит специальный
поворотный балансир, на котором закреплен ведущий ролик. При наклонном
положении балансира крышка лежит на комингсе люка. Но если балансир
установить горизонтально, крышка будет опираться на ведущие ролики. При
переводе балансира из одного положения в другое лючину необходимо
предварительно приподнять с помощью ломика, который закладывают под ее
край. В горизонтальном положении балансир стопорят специальным кулачком
или каким-либо другим фиксатором.
Имеются также конструкции, в которых лючины поднимают или опускают путем
подъема или опускания направляющих полок, по которым перемещаются
ведущие ролики. При закрытых крышках ролики утоплены в специальные
прорези, имеющиеся на направляющих полках. Когда необходимо открыть люк,
ролики выталкиваются из прорезей и поднимаются до уровня верхней
поверхности направляющих полок. В одних случаях для подъема используются
винтовые или гидравлические домкраты (рис. 107, III), а в других -
пружины, которые отжимают крышку после отдачи задраек. Может применяться
устройство, состоящее из поворотных угольников, шарнирно закрепленных
одним углом к комингсу люка (рис. 107, IV).
Нижние концы всех угольников одного борта соединены с общей тягой.
При горизонтальном перемещении тяги угольники поворачиваются, в
результате чего происходит подъём участка направляющей вместе с
лкчинами. Перемещение тяги может осуществляться винтовым талрепом или
другим несложным механизмом.
Наряду с рассмотренными механическими закрытиями на судах применяются
наматываемые закрытия.
Одно из таких, закрытий системы Эрманс имеет крышку, состоящую из
большого числа шарнирно соединенных между собой металлических секций
коробчатого сечения.
Рис. 108 Наматываемое закрытие системы Эрманс. 1
- соединение лючин, II - принцип действия, 1- резина; 2-крепление,
3-кница, 4-лючина, 5-шарнир
При открывании люка крышка перемещается по продольным комингсам и
наматывается на барабан специальной лебедки, установленной у поперечного
комингса. Водонепроницаемость закрытия обеспечивается резиновыми
прокладками, уложенными между секциями. Такие же прокладки
устанавливаются между комингсом и крышкой. Для обжатия резинового
уплотнения крышку прижимают к комингсу клиновыми задрайками (рис. 108).
Другой разновидностью наматываемого закрытия является закрытие
Венцеля-Бауера. Крышка этого закрытия также состоит из большого числа
секций коробчатого сечения. Секции соединены друг с другом резиновыми
прокладками, которые не только обеспечивают водонепроницаемость, но и
выполняют роль шарниров. При открывании люка крышка наматывается на
барабан, который перемещается вдоль люка по продольным комингсам.