В водонепроницаемых конструкциях корпуса имеется много отверстий
различного назначения (двери, горловины, сходные люки, лацпорты,
иллюминаторы и т. п.). Для обеспечения непотопляемости судна все эти
отверстия должны иметь специальные водонепроницаемые закрытия.
Водонепроницаемые двери (рис. 109). На судах применяют двери двух типов:
распашные (навесные) и клинкетные (скользящие).
Распашная дверь (рис. 109, а) крепится к переборке на петлях и по
периметру имеет резиновую прокладку. Вырез для двери в переборке
окаймляется приварной полосой (комингсом). При закрытой двери резиновая
прокладка прижимается к комингсу, чем обеспечивается
водонепроницаемость. Двери плотно закрывают при помощи четырех - восьми
задраек, которые при повороте рукоятки надвигаются на клиновые наделки и
плотно прижимают двери к переборке. Чтобы можно было открывать и
закрывать дверь с любой стороны, рукоятки задраек выходят на обе стороны
двери. ^
Распашные двери обеспечивают водонепроницаемость только при небольшом
давлении воды, поэтому их устанавливают на переборках в твиндеках, а
также на наружных стенках надстроек и рубок. На трюмных переборках, где
при получении пробоины может действовать значительное давление воды,
устанавливают водонепроницаемые двери клинкетного типа.
Рис 109 Водонепроницаемые двери. а - распашная,
б - клинкетная
В клинкетной двери (рис. 109, б) массивная литая дверная плита
перемещается в вертикальных или горизонтальных пазах, закрепленных на
переборке. Пазы и дверь имеют клиновидную форму, благодаря чему при
закрывании двери она плотно заклинивается в пазах. Дверь в направляющих
пазах перемещается вручную или от электродвигателя через винтовую или
зубчатую передачи. Все клинкетные двери могут закрываться как
непосредственно с места установки двери, так и с верхней палубы, для
чего они имеют дистанционный привод. Двери с механическим приводом можно
также закрывать с ходового мостика.
Для доступа в подпалубные помещения в палубах делают сходные люки,
представляющие собой овальные или круглые вырезы в палубе, огражденные
комингсом и закрываемые металлическими крышками на петлях. Крышки по
периметру имеют резиновую прокладку и прижимают ся к комингсу клиновыми
или барашковыми задрайками.
В редко посещаемых помещениях (отсеки двойного дна, диптанки и др.)
вместо сходных люков устраивают горловины (лазы), которые обычно не
имеют комингсов и закрываются съемным^металлическими крышками с
прокладками из резины или пеньковой плетенки. Крышки крепят приварными
шпильками и плотно обжимают гайками.
На многопалубных пассажирских судах в борту судна делают большие вырезы
- лацпорты, предназначенные для приема груза и багажа и для прохода
пассажиров. Лацпорты закрывают металлическими крышками с резиновыми
уплотнителями или щитами, поднимающимися вверх наподобие клинкетных
дверей и сдвигающимися вдоль наружной обшивки.
Ролкеры имеют открытия в виде ворот в оконечностях судна, оборудованные
особым устройством - аппарелью.
Угловая кормовая аппарель (рис. 110, а) состоит из ведущей секции,
ведомой секции и опорного основания. Секции соединены шарнирно. Ведущая
секция удерживается лебедкой через полиспаст. С их помощью аппарель
подтягивается к опорным колоннам для установки в походном положении.
Начальное вываливание ведущей секции производится гидродомкратом. В
нерабочем положении аппарель удерживают фиксаторы. Изменение угла между
ведущей и ведомой секциями осуществляется поворотом опорного рычага,
приводимого в действие другим гидродомкратом. Критические углы между
секциями фиксируют конечные выключатели. Рабочая жидкость в
гидродомкраты подается по гибким шлангам. Энергообеспечение лебедок и
гидродомкратов производится от судовой сети.
Осевая (прямая) аппарель (рис. 110, б) более проста по устройству. Она
имеет основание и ведущую секцию, которая выполняет роль закрытия
грузового проема. Подъем и опускание аппарели производятся канатами с
полиспастами с помощью лебедок. Упоры ограничивают поперечные
перемещения аппарели в походном положении. При этом аппарель подтянута к
комингсу грузового проема и к мачтам и прижата к ним гидравлическими
домкратами, а закрепляется винтовыми фиксаторами через отверстия в
настиле ведущей секции.
На некоторых ролкерах встречаются носовые аппарели. При этом верхняя
секция откидывается на шарнирах и имеет форму носовой оконечности судна
в походном положении (обтекатель). За таким устройством обязательно
располагается водонепроницаемая дверь в переборке.
Естественное освещение судовых помещений осуществляется через
иллюминаторы, которые бывают двух типов - глухие и створчатые. Рама со
стеклом в глухом иллюминаторе соединена с наружной обшивкой наглухо, а в
створчатом - шарнирно, поэтому мо>?ет открываться. В закрытом положении
раму задраивают с помощью барашков или гаек. Как глухие, так и
створчатые иллюминаторы имеют штормовые крышки, которыми закрывают
иллюминаторы в штормовую погоду и в случае повреждения стекла.