Швартовными операциями называются маневрирование судна при
подходе к портовым сооружениям (причалу, пирсу и т. д.), к борту другого
судна, швартовным бочкам, а также перетягивание вдоль причала, кантовка
возле него, крепление судна к причалу с помощью швартовных тросов и
отход от места стоянки.
Швартовные операции относятся к наиболее сложным, ответственным и
трудоемким судовым работам. Они осуществляются для выполнения грузовых
операций, бункеровки, ремонтных работ и т. д.
Качественное и быстрое выполнение швартовных операций зависит от знаний
и практического опыта судоводителя с учетом маневренных элемент> судна,
надежной работы СЭУ, рулевого, якорного и швартовных устройств, а также
от умелой и четкой работы всего экипажа по швартовному расписанию.
Рис. 186. Швартовка судна к причалу: а - лагом;
б - кормой с двумя якорями; 1- кормовой продольный морского борта (подан
на бочку); 2- носовой продольный морского борта; 3- носовой продольный;
4- второй носовой продольный; 5- носовой прижимной; 6- носовой шпринг,
7- кормовой шпринг; в- кормовой прижимной; 9- кормовой продольный; 10-
второй кормовой продольный; 11- продольные левого борта; 12- продольные
правого борта
Рис. 187. Крепление швартовных тросов: а - на
судовом кнехте; б - огоном за тумбу, в - скобой за рым, г - за гак, д -
дуплинем, е - огоном за тумбу при наличии швартовного троса с другого
судна
Судно швартуется: к портовым сооружениям левым или правым бортом, а
также кормой (рис. 186), к другому судну - на ходу, на якоре, в дрейфе.
Ролкеры могут подходить к берегу носом или кормой с отдачей кормового
или носового якорей.
Количество и размеры швартовных тросов, находящихся на судне, зависят от
типа судна, его главных размерений и определяются Правилами Регистра
СССР. Они могут быть синтетическими, растительными и стальными.
Для безопасной и надежной стоянки судна подают и крепят столько
швартовных тросов, сколько необходимо в данный момент при определенных
условиях (6-20). Каждый швартовный трос имеет свое назначение и название
- продольные, прижимные, шпринги. После швартовки на каждый из них
ставится противокрысиный щит.
На судне швартовные тросы крепят на кнехтах восьмеркой или оставляют на
швартовных лебедках с автоматическим регулированием натяжения троса, на
берегу - за тумбы, рымы, палы и другие устройства (рис. 187). При
подготовке судна к швартовке предварительно по лоции, карте и
местньщлравилам порта знакомятся с особенностями места будущей швартовки
судна, способами крепления швартовных тросов и использования буксиров,
глубинами на подходах к причалам и возле них, навигационной обстановкой,
течением, преобладающими ветрами и т. д. На дежурном приеме
УКВ-радиостанции устанавливают связь с портом и получают дополнительную
информацию о швартовке. На основании полученных данных составляется план
швартовных операций. Уточненную информацию о швартовке сообщает лоцман,
который прибывает на судно для его заводки в порт и помогает капитану
швартовать судно.
По судовому швартовному расписанию судоводительский состав расписывается
по следующей схеме: на баке - третий помощник капитана, на корме -
второй помощник капитана, на мостике - капитан, старший и четвертый
помощники капитана. Боцман непосредственно руководит работой матросов на
баке, старший матрос - на корме. На руль ставится наиболее опытный
матрос.
СЭУ по команде с мостика заблаговременно переводят в маневренный режим.
Проверяется связь мосг тика с баком, ютом и машинным отделением.
Третий помощник и боцман прибывают на бак раньше остальных членов
экипажа. Готовят и проверяют на холостом ходу брашпиль (шпиль). Оба
якоря готовят к отдаче, но приспускают под клюз якорь противоположного
швартовке борта.
Экипаж выходит на свои места согласно расписанию по швартовке и готовит
швартовное устройство к работе. Расчехляют механизм, разносят швартовные
тросы по палубе, огоны продевают через клюзы и возвращают на палубу, где
сбоку к ним крепят бросательные концы так, чтобы они не были зажаты
береговыми тумбами.
Готовят и проверяютпереносные и стационарные кранцы, противокрысиные
щиты и т. д. (рис. 188).
Рис. 188. Подготовленное для швартовки
рабочее место: 1- разнесенный швартовный трос; 2- подсоединенный и
подготовленный к подаче бросательный конец; 3- переносной цепной стопор
Если швартовные операции выполняются в плохую видимость, то место
швартовки должно быть хорошо освещено. Все подготовительные мероприятия
записываются в судовой журнал.