Организацию службы, внутренний распорядок жизни на судах, права
и обязанности судового экипажа определяет Устав службы на судах
Министерства морского флота Союза ССР.
Устав утвержден приказом министра морского флота и введен в действие
с 1 января 1977 г.
Требования Устава службы распространяются на членов экипажа судна как
при нахождении их на судне, так и при исполнении служебных обязанностей
на берегу, а также на других лиц, временно находящихся и выполняющих
служебные обязанности и работы на судне.
Хорошее знание и точное соблюдение требований Устава службы являются
важнейшей обязанностью каждого члена экипажа, и нарушение этих
требований влечет за собой дисциплинарную или иную ответственность,
предусмотренную законами Союза ССР.
В Уставе службы приведены документы, определяющие порядок приема на
работу, увольнение, назначение на должность лиц судового экипажа, их
права и обязанности, порядок размещения и распорядок жизни экипажа,
распределение функциональных обязанностей по службам и т. д.
Дисциплинарную ответственность работников морского транспорта определяет
Устав о дисциплине работников морского транспорта. Требования этого
Устава распространяются на весь плавсостав судов Министерства морского
флота и всех работников Минморфлота (включая центральный аппарат).
Дисциплина на морском транспорте, составляющая основу организации службы
на судах, заключается в строгом соблюдении всеми работниками, в том
числе членами экипажей судов, порядка и правил, установленных
действующим законодательством, соответствующими приказами и инструкциями
Министерства морского флота и другими, относящимися к их деятельности
нормативными актами, а также в точном и своевременном исполнении
приказов и распоряжений руководителей.
Дисциплина труда необходима для обеспечения безопасности мореплавания.
Она обеспечивается воспитанием у работников высоких идейно-нравственных
и деловых качеств, умелым сочетанием убеждения, поощрения и
дисциплинарных взысканий, эффективным воздействием трудовых коллективов
на сознание и поведение каждого члена экипажа и основывается на
служебном долге и ответственности за порученное дело каждым работником.
Всякое, самое незначительное невыполнение любым из членов экипажа своих
обязанностей, несоблюдение или нарушение установленного порядка и правил
может привести к опасным последствиям для судна, жизни экипажа,
пассажиров и Сохранности перевозимых грузов.
На судне труд экипажа организует капитан, в соответствии с действующим
трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени
отдыха плавающего состава судов морского флота СССР.