Сталь - один из самых распространенных в
судостроении металлов. Наиболее широко применяется углеродистая сталь -
сплав железа с углеродом при содержании последнего не более 2 %. Кроме
углерода, сталь содержит металлургические примеси: марганец (до 0,7%),
кремний (до 0,4%), серу (до 0,05 %) и фосфор (до 0,05 %).
По назначению углеродистая сталь делится на конструкционную (содержание
углерода до 0,6 %) и инструментальную (содержание углерода свыше 0,6 %).
Конструкционную сталь различают обыкновенного качества и качественную.
Стали, содержащие, кроме железа и углерода, специальные элементы (хром,
никель, марганец, ванадий и др.), называются легированными. Легирующие
элементы улучшают механические или физико-химические свойства стали.
Применение легированных сталей позволяет значительно снизить массу
корпуса и увеличить грузоподъемность судна. Нержавеющая сталь такой
экономии не дает из-за своей высокой стоимости.
Сталь в судостроении применяется в виде листов и профилей.
Листовая сталь в основном идет на изготовление обшивки. В морском
судостроении обычно используют листовую сталь толщиной 6-30 мм при
ширине листов 2-2,5 м и длине 6-8 м.
Чугун - сплав железа с углеродом с содержанием
последнего более 2 %. Это понижает пластичность сплава, поэтому чугун в
судостроении находит ограниченное применение, но широко используется в
судовом машиностроении. Если вы хотите знать все о металлах подробно,
перейдите по ссылке:
"Подробнее
о металлах и их свойствах".
Алюминий имеет малую массу и повышенную сопротивляемость
коррозии. Благодаря этому алюминиевые сплавы находят все более широкое
применение в судостроении как для изготовления отдельных судовых
конструкций, так и для постройки корпусов. Наиболее часто используются
алюминиево-марганцевые и алюминиево-магниевые сплавы. Сплавы типа
дюралюминий на основе системы алюминий - медь - магний - марганец имеют
повышенную прочность, но не обладают достаточной коррозионной
стойкостью. Набор судового корпуса выполняют из профильной стали.
Виды профильного проката, наиболее часто применяемого в судостроении,
показаны на рис. 15.
Рис. 15. Профильная сталь: а-угловая
равнополочная; б-угловая неравнополочная; в-углобульбовая,
г-полособульбовая, д - швеллерная; е - люковая; ж - планширная
Алюминиевые сплавы так же, как и сталь, используются в
виде листов и профилей.
Медь в чистом виде применяется в некоторых случаях для
изготовления судовых трубопроводов. Значительно чаще используются медные
сплавы - латунь и бронза.
Латунь - сплав меди с цинком применяется для арматуры и
некоторых деталей судовых механизмов. Добавление к этому сплаву 1 %
олова (морская латунь) значительно повышает коррозионную стойкость
латуни в морской воде. Марганцевисто-железистая латунь используется для
изготовления гребных винтов.
Бронза - сплав меди с любым металлом, кроме цинка и
никеля, находит применение в судовом машиностроении и для изготовления
гребных винтов.
Древесина и теплоизоляционные материалы. Древесина широко
используется для настила палуб, оборудования грузовых трюмов, отделки
жилых помещений и т. п. Наиболее часто применяют древесину хвойных
пород, главным образом сосны и в меньшей степени ели и лиственницы. При
постройке деревянных судов хвойную древесину применяют для набора и
обшивки корпуса. Лиственные породы (дуб, ясень, клен, орех, береза)
наиболее широко применяют для отделки помещений. Древесина в
судостроении применяется в основном в виде бревен, брусьев и досок, а
также древесностружечных и древесноволокнистых плит. Для внутренней
отделки помещений используют фанеру.
Недостаток древесины - ее подверженность гниению и горению. Надежное
средство борьбы с гниением - пропитка древесины антисептиками. Для
придания огнестойкости древесину пропитывают антипиренами.
Для обеспечения необходимого температурного режима наружные поверхности
судовых помещений покрывают тепловой изоляцией. Изоляционные материалы,
кроме низкого коэффициента теплопроводности, должны иметь малую
плотность, незначительную гигроскопичность и быть огнестойкими.
Пластмассы. В последнее время в судостроении, как и в
других отраслях народного хозяйства, все более широкое применение
находят пластмассы (пластики), которые представляют собой материалы,
изготовляемые на основе полимеров с различными добавками в виде
наполнителей и красителей. Обычно полимеры - природные или синтетические
смолы. Наполнителями могут быть порошковые вещества (графит, молотая
слюда и др.) и волокнистые (ткань, бумага, стекловолокно) . Волокнистые
наполнители создают слоистые пластики, обладающие очень высокой
механической прочностью. Самая обширная область применения пластмасс на
судах - различная арматура и детали оборудования кают. Широко
распространены газонаполненные пластики (пенопласты), используемые для
теплоизоляции и как строительный материал для изготовления переборок
между каютами. Малая масса и низкая гигроскопичность позволяют применять
пенопласты для изготовления индивидуальных спасательных
средств.
Фотография пенопластов и других синтетических
материалов
Слоистыми и листовыми пластиками облицовывают переборки и покрывают
палубы внутренних помещений. Эти материалы очень практичны и обладают
хорошими декоративными качествами.
Широки возможности для использования пластмасс в судовом машиностроении.
Из пластиков можно делать подшипники судовых машин и судового
валопровода, зубчатые колеса, трубопроводы судовых систем и др.
Эксплуатация гребных винтов из нейлона показала, что они могут работать
в самых тяжелых условиях.
Синтетическое волокно применяют для изготовления тросов, а ткани из него
используют для обивки мягкой мебели.
Новая область применения искусственных тканей на водном транспорте -
изготовление эластичных емкостей для перевозки и хранения жидких грузов,
в первую очередь нефтепродуктов.
Большие возможности имеются в судостроении для применения
стеклопластиков. Они обладают значительной прочностью, поэтому могут
быть использованы для изготовления отдельных узлов и деталей судового
корпуса и даже целых корпусов небольших судов.