Такелажные цепи и предметы
такелажного оборудования
Такелажные цепи. Кроме тросов, на судах применяются такелажные цепи,
изготовляемые из круглой стали, диаметр которой является основным
параметром - калибром, характеризующим размеры цепи. Такелажные цепи
разделяются на калиброванные и некалиброванные.
Калиброванная цепь имеет все звенья одного размера с очень
незначительными отклонениями, поэтому применяется в грузоподъемных
механизмах для работы на специальных барабанах-звездочках. В размерах
отдельных некалиброванных цепей допускаются значительно большие
отклонения. Эти цепи могут использоваться для закрепления и подъема
груза, в качестве стоячего и бегучего такелажа и в некоторых других
случаях. Такелажные цепи обладают хорошей прочностью и значительной
долговечностью, но они имеют большую массу и очень малую эластичность.
Кроме того, во время сильных морозов цепи легко рвутся от резких ударов.
Цепи необходимо предохранять от коррозии систематической смазкой,
обращая особое внимание на места соприкосновения звеньев. Хранить их
следует в подвешенном виде в сухих, проветриваемых помещениях. Цепь,
сложенная в бухты, подвергается интенсивной коррозии
Предметы такелажного оборудования. Основными предметами такелажного
оборудования на современном судне являются гаки, скобы, коуши, талрепы,
блоки, тали.
Гаками называют стальные крюки, применяемые на судах для различных целей
(рис. 20).
Рис. 20. Гаки: а - простой, б - повернутый, в -
вертлюжный, г - двойной вертлюжный, - д грузовой, е - храпцы, ж -
пентер-гак, з - глаголь-гак
В зависимости от назначения, места применения и конструкции различают
следующие гаки:
простые, у которых плоскость обуха перпендикулярна плоскости носка;
повернутые, у которых обух и носок находятся в одной плоскости;
вертлюжные, имеющие шарнирное соединение с обухом, что обеспечивает
вращение гака вокруг оси шейки;
двойные вертлюжные, у которых гак может вращаться вокруг оси шейки, а
обух качается на оси серьги;
грузовые, или шкентель-гаки, имеющие загнутый внутрь носок, прикрытый
специальным выступом, поэтому гак при работе не задевает за выступающие
части;
храпцы, состоящие как бы из двух простых гаков, надетых обухами на общее
кольцо (рым); при складывании гаков образуется замкнутое, кольцо, чем
надежно обеспечивается закрепление снасти или стропа;
пентер-гаки, имеющие в нижней части спинки обушок для крепления оттяжки;
глаголь-гаки - складные гаки, у которых откидной носок удерживается
специальным звеном, сбив которое, можно легко отдать снасть даже в том
случае, когда она натянута втугую.
Гаки, работающие в основном на изгиб, обладают сравнительно низкой
прочностью, в связи с чем при работе с большими тяжестями их следует
заменять такелажными скобами.
Скоба (рис. 21) - изогнутый стержень с проушинами на концах, которые
продевается штырь Наиболее часто штырь закрепляется винтовой нарезкой,
которая имеется на его конце и в одной из проушин. Головка штыря в этом
случае имеет небольшой обух, в который при завинчивании и отвинчивании
закладывают свайку. В скобах большой грузоподъемности штырь не имеет
нарезки и закрепляется шплинтом.
Рис 21. Такелажные скобы. а - прямая для
стального троса, б - прямая для растительного троса, в - круглая
По форме такелажные скобы бывают прямые и круглые. Прямые
используются для стальных и растительных тросов. В последнем случае при
том же диаметре стержня скоба имеет большую ширину. Круглые скобы
применяются только для растительных тросов.
Для крепления различных частей при помощи гака или скоб к корпусу судна
привариваются круглые или продолговатые проушины - обухи. Через обухи
часто пропускаются кольца - рымы, чем упрощается закладывание гака или
скобы.
Гаки и скобы необходимо систематически осматривать и, если обнаружатся
трещины, искривления и значительная сработка, заменять новыми.
Вертлюжные гаки следует периодически "расхаживать" и смазывать трущиеся
части.
Рис. 22. Коуши: а-сердцевидный, б-круглый
Коуши (рис. 22) - круглые, треугольные или каплевидные оправы из
металла, имеющие на наружной поверхности желобок и служащие для заделки
концов троса в тех случаях, когда их крепят к обухам или соединяют между
собой скобами и предохраняют тросы от перетирания.
Талрепы (рис. 23) - приспособления для обтягивания втугую различных
снастей, а также для надежного крепления по-походному различных
предметов и грузов. Наиболее распространенным является винтовой талреп,
который состоит из муфты, соединяющей два винта: один - с правой
резьбой, а второй -с левой. При вращении муфты в ту или иную сторону
винты будут одновременно вывинчиваться или ввинчиваться, увеличивая или
уменьшая длину талрепа. В зависимости от назначения талрепов винты могут
заканчиваться гаками, скобами или обухами.
Рис. 23. Талрепы: а - открытый; б - закрытый; в
- вертлюжный; 1-гак; 2-скоба; 3-винты; 4-муфта; 5-обух
Винтовые талрепы нуждаются в постоянном уходе. Они должны быть всегда
очищены от ржавчины и смазаны. Во всех возможных случаях, и особенно при
ремонте или длительном отстое судна, талрепы следует закрывать
прокрашенными парусиновыми чехлами, предварительно их смазав.
Блоки (рис. 24)-приспособления, служащие для подъема тяжестей и
изменения направления тяги. Блок состоит из корпуса, внутри которого
находится один или несколько шкивов, вращающихся на оси (нагеле). Шкивы
по окружности имеют желобок (кип), препятствующий сходу троса со шкива.
В зависимости от числа шкивов различаются одно-, двух-, трех- и
многошкивные блоки.
На судах в основном используются металлические блоки и только при работе
с растительными тросами - деревянные и пластмассовые. Для оснастки
блоков трос должен быть проведен между щек. Однако продевать трос с
конца неудобно, а иногда и невозможно, если трос в натянутом состоянии.
Поэтому применяют одношкивные блоки, имеющие откидную щеку. Такие блоки
называют канифас-блоками. Откидная щека позволяет заводить в блок
середину троса, не продевая его с конца.
При работе с блоками необходимо следить, чтобы их размеры
соответствовали применяемым тросам. Блоки, имеющие недостаточный диаметр
шкивов, вызывают чрезмерный изгиб тросов, что приводит к их
преждевременному износу. Диаметр шкива металлического блока должен быть
не менее 10-15 диаметров стального троса. Для растительных тросов
диаметр шкива должен быть в два раза больше длины окружности троса.
Блоки требуют постоянного ухода. Их необходимо периодически разбирать,
очищать от грязи и ржавчины и смазывать трущиеся части. При разборке
блок тщательно осматривают и, если обнаруживают трещины и значительный
износ нагеля или шкива, заменяют новым.
Тали (рис. 25) - простейшие грузоподъемные механизмы, состоящие из
блоков. Между блоками основан трос, называемый лопарем. Конец лопаря, за
который производят тягу, называют ходовым, а закрепленный конец -
коренным. Один из блоков, закрепленный на месте, называется неподвижным,
а второй, поднимающийся вместе с грузом,- подвижным.
Рис 24. Блоки: а- металлические, б-
канифас-блоки
Рис. 25. Тали: а - для подъема груза, б - для
обтягивания снастей, 1-неподвижный блок; 2-подвижной блок; 3-ходовой
конец лопаря
Тали обычно используют для получения выигрыша в силе при подъеме
тяжестей и только в отдельных случаях для изменения направления тяги.
При подъеме с помощью талей вес груза распределяется поровну на все
ветви лопаря. Поэтому для подъема груза к ходовому концу лопаря
достаточно приложить силу, в N раз меньшую
веса поднимаемого груза, т. е:
Q=P/N
где N - число нагруженных ветвей лопаря.
При этом, если ходовой конец лопаря сходит с неподвижного блока,
он не засчитывается в общее число нагруженных ветвей и, следовательно,
выигрыш в силе будет равен общему числу шкивов в подвижном и неподвижном
блоках. В морской практике, особенно при натягивании снастей, применяют
также оснастку, при которой ходовой конец лопаря сходит с подвижного
блока. В этом случае ходовой конец необходимо учитывать наравне с
другими ветвями лопаря, поэтому выигрыш будет равен общему числу шкивов
плюс единица.
Таким образом, выигрыш в силе при различных схемах основывания талей
равен числу ветвей лопаря, идущих от подвижного блока к неподвижному,
включая и ходовой конец.
Тали бывают различной конструкции и грузоподъемности (рис. 26). Наиболее
простым видом талей является гордень - неподвижный одно-шкивный блок,
через который пропущен трос. Применение горденя не дает выигрыша в силе,
но позволяет изменить направление тяги. Поэтому гордень используют
только для подъема грузов небольшой массы.
Широкое применение на судах находят хват-тали, которые основываются
между двух- и одношкивным блоками, причем коренной конец лопаря
закреплен на одношкивном блоке. Эти тали используются для подъема
небольших тяжестей, уборки трапов и выполнения других судовых работ.
Рис 26 Виды талей:а -
гордень, б - хват тали, гинцы, г - гини
Небольшие тали, основанные между блоками с одинаковым числом шкивов и
заведенные за какую-либо снасть для ее обтягивания, называются гинцами.
При числе шкивов более трех в каждом блоке такие тали называются гинями.
Гини применяют при подъеме тяжелых грузов.
Основывание талей (рис. 27), т. е. заводка троса в систему блоков,
производится обычно при уложенных на щеку блоках; гаки или скобы при
этом должны быть расположены наружу. Коренной конец лопаря пропускают
последовательно через все шкивы, начиная с нижнего шкива того блока,
который должен быть верхним. Пропускать лопарь следует по часовой
стрелке, так как при такой основе тали будут меньше крутиться и
запутываться. Когда лопарь пройдет через все шкивы, его коренной конец
укрепляют за специальную скобу, расположенную на одном из блоков. При
основании многошкивных талей (гиней) коренной конец пропускают сначала
через средний шкив. В этом случае ходовой конец также будет сходить со
среднего шкива верхнего блока, чем предупреждается перекос блоков при
тяге.
При работе с талями следует избегать резких рывков, которые могут
привести к обрыву лопаря или повреждению блоков. Поднимая груз, нельзя
допускать, чтобы нижний блок вплотную подтянулся к верхнему.
Рис. 28. Такелажное снаряжение, применяемое для
крепления контейнеров
Все трущиеся части блоков следует хорошо смазывать. После окончания
работ тали необходимо аккуратно уложить, не допуская спутывания лопаря.
Чтобы правильно уложить тали, их разносят на палубе и ходовой конец
укладывают шлагами или сворачивают в круглую бухту. Затем лопари талей в
нескольких местах перехватывают ворсовой каболкой и тали укладывают в
бухту.
Хранить тали следует в сухом, хорошо проветриваемом помещении в
подвешенном виде. Если они хранятся длительное время, то их необходимо
периодически выносить для просушки.
Все предметы такелажного снаряжения должны иметь клеймо Регистра или
завода-изготовителя.
Такелажное оборудование, применяемое при креплении контейнеров. Надежное
закрепление контейнеров, особенно, перевозимых на палубе, потребовало
внедрения особых устройств и деталей. Их примечательная особенность -
четкая стандартизация и типизация, что позволяет использовать эти
устройства практически для всех разновидностей контейнеров, перевозимых
морскими судами.
На рис. 28 изображены наиболее часто встречающиеся детали и узлы
контейнерных креплений.
Конусные захваты (конлоки) (рис. 28, а) предназначены для соединения
контейнеров между собой или с палубой. Замковые захваты (твист-локи)
(рис. 28, б, в) снабжены автоматическим или ручным запорным устройством.
Винтовые зажимы-фитинги (бриджи) (рис. 28, г) обычно прижимают ряды
контейнеров один к другому или к борту судна. На рис. 28, д показаны
утопленные фитинги (степсы), в которые входят конусные или замковые
захваты. Опорные плиты под контейнеры указаны на' рис. 28, е.
Изображенные на рис. 28, ж обухи или утопленные в палубе фитинги
предназначены для крепления найтовов или цепей, стягивающих ряды
контейнеров. Крепежные цепи, снабженные глаголь-гаками или
быстродействующим креплением, показаны на рис. 28, з, а тросовые найтовы
- на рис. 28, и.