К ним относятся подходы к портам и их акватории, фарватеры в районах
мелководья, судоходные реки, каналы, шхеры. Плавание в районах со
стесненными условиями - один из наиболее сложных видов плавания. Оно
характеризуется надводными и подводными опасностями, ограничением в
возможностях маневрирования судна. Дополнительные трудности создают
ветер, течения, лед, ограниченная видимость, быстрая смена окружающей
обстановки, ограничение в глубинах, осадке и скорости. При управлении
судном в этих условиях на мостике находится капитан или по его указанию
старший помощник капитана.Шеред входом в узкость рассчитывают осадку с
учетом ее увеличения от крена, проседания на мелководье на волнении и от
плотности воды. Данные изменений осадки, определенные для каждого судна,
вывешиваются в штурманской или рулевой рубке. Если после отхода из порта
прошло несколько дней, то при расчете средней осадки учитываются
израсходованные запасы (топливо, вода, масло и т. д.).
При подходе с моря к устью реки надо помнить о том, что осадка в пресной
воде увеличивается.
Запас воды под килем судна должен быть при слабых грунтах не менее 0,3
м, при плотных грунтах не менее 0,4 м.
При прохождении узкости необходимо учитывать приливо-отливные и ветровые
течения.
Большого опыта, внимания и знаний требует плавание на судоходных
участках рек и каналах с двусторонним движением.[При расхождении судов
на влияние глубин и берегов канала будут накладываться действия
гидродинамических полей, расходящихся судов, что может быть причиной
взаимного присасывания судов, т. е. когда одно из двух судов, следующих
вблизи друг от друга, чаще всего на параллельных курсах, перестает
слушаться руля и резко сворачивает в сторону другого судна. Присасывание
зависит от скорости движения судов, формы обводов корпусов, соотношения
главных размерений судов, осадки, запаса воды под килем, траверзного
расстояния и т. д.
Во избежание присасывания следует: иметь небольшие скорости движения на
фарватерах, в каналах, реках, где расстояние между судами зависит от
глубины;
маневр расхождения или обгона выполнять так, чтобы траверзные расстояния
между судами были как можно больше и по возможности все время изменялись
в сторону увеличения;
обгон производить, когда имеется достаточное водное пространство,
подавая соответствующий сигнал согласно местным правилам или МППСС-72,
чтобы обгоняемое судно способствовало безопасному обгону.