В соответствии с МСС-65 судно, которому нужен лоцман, поднимает флаг G (Голф).
В ночное время вызов лоцмана осуществляется световой азбукой Морзе и
через УКВ-радиостанцию в режиме радиотелефона, как правило, на 16-м
канале - канале вызова и безопасности. Когда лоцманская станция (судно)
ответит на вызов, переходят на один из каналов по указанию станции.
Заблаговременно на судне надо подготовить место для безопасного приема
(подъема на борт) лоцмана. На каждом судне для приема лоцмана должен
быть лоцманский трап. В месте крепления лоцманского трапа следует
установить полутрап с поручнями (фальшбортный трап). Кроме лоцманского
трапа и полутрапа, необходимо установить стойки, которые проходят сквозь
планширь фальшборта и крепятся в башмаках на палубе (рис. 198). В
настоящее время используют лацпорт, который открывается внутрь судна. В
этом случае отпадает необходимость в полутрапе и стойках. Рядом с
лоцманским трапом должен быть наготове спасательный круг с линем длиной
не менее 27,5 м, а также линь длиной 15-20 м, предназначенный для
подъема личных вещей лоцмана и переносной УКВ-радиостанции. В темное
время суток место для приема (сдачи) лоцмана следует хорошо осветить.
Встречает лоцмана у трапа и провожает его на мостик вахтенный помощник
капитана.
В месте приема лоцмана судно надо так расположить к ветру и волнению,
чтобы лоцманский катер мог подойти к борту и высадить лоцмана на судно.
Чтобы катер не раздавил или не оборвал лоцманский трап, перед подходом
катера трап поднимают. Когда лоцманский катер подойдет к борту судна,
трап опускают на палубу катера.
В условиях штормовой погоды прием лоцмана невозможен, поэтому
осуществляют проводку за лидером. Лоцманский катер идет впереди судна,
показывая середину фарватера. Когда судно войдет в район, защищенный от
волнения, принимают лоцмана на борт. Этот вид проверки возможен только
при согласии капитана проводимого судна.
Когда лоцман на борту, поднимается флаг Н (Хотэл).
Рис. 198. Оборудование места для приема лоцмана
на борт судна: о - лоцманский трап; б - полутрап
За сходом лоцмана с борта судна должен наблюдать вахтенный помощник
капитана, который провожает его до трапа.
При приеме и сдаче лоцмана следует выполнять требования техники
безопасности: лоцманский трап должен удовлетворять требованиям
Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г.
(СОЛАС-74). Парадный трап разрешается использовать для приема лоцмана
при волнении до 4 баллов и ветре до 8 баллов. Не разрешается крепить
лоцманский трап за балясины.
Штормтрапы испытывают не реже 1 раза в год. После испытания штормтрапа
его тщательно осматривают и на тетиве укрепляется бирка об испытании
штормтрапа.
Запрещается пользоваться штормтрапом, если:
на тетиве отсутствует бирка с указанием инвентарного номера и даты
очередного испытания трапа;
отсутствует акт об испытаниях или прошел год с момента предыдущего
испытания;
оборвана хотя бы одна из прядей тетивы;
смещен бензель и балясины не параллельны между собой;
канаты тетив перепрели или сгорели на глубину около 1/3;
лопнула, сломалась или отсутствует хотя бы одна балясина;
штормтрап своей нижней балясиной не достает до уровня воды, причала или
палубы катера.