Все суда с момента проектирования и до списания подлежат
обязательному надзору, которой осуществляют Регистр СССР, органы
пожарной охраны, санэпидстанции, технические инспекции профсоюза и
судовладелец. Регистр СССР является государственным органом технического
надзора и классификации гражданских морских судов, а также осуществляет
технический надзор за выполнением требования международных конвенций,
соглашений и договоров по вопросам мореплавания. Технический надзор и
классификация Регистра СССР распространяются на все пассажирские,
нефтеналивные и буксирные суда, а также другие самоходные суда мощностью
главных двигателей не менее 55 кВт, на несамоходные и прочие суда
валовой вместимостью не менее 80 peг. т и, кроме того, на контейнеры в
процессе их изготовления и при эксплуатации.
Классификация судов. Ее производят с целью оценки качеств судов, что
выражается в присвоении судам того или иного технического класса,. Это
означает, что судно в достаточной степени удовлетворяет всем требованиям
Регистра СССР.
Основной символ класса Регистра СССР для судна, построенного по Правилам
и под надзором Регистра, состоит из знака * и проставленных перед ним
букв КМ или К:
КМ * - для самоходных судов;
К * - для несамоходных судов.
Если судно в целом или его корпус, или его СЭУ были построены по
правилам и под надзором другого признанного Регистром классификационного
органа и затем ему присвоен класс Регистра, то символ класса состоит
только из букв: КМ - для самоходных судов и К- для несамоходных. Если
судно построено вообще без надзора признанного Регистром
классификационного органа, то при получении судном класса Регистра СССР
в символе класса буквы будут заключены в скобки (КМ) - для самоходных и
(К) - для несамоходных судов.
Знаки для ледоколов и судов, имеющих ледовые усиления, добавляются к
основному символу и пишутся после него.
J1J11-для ледоколов, способных выполнять свою задачу во всех арктических
морях в течение всего года, передвигаться в сплошном льду толщиной более
2,0 м и имеющих суммарную мощность на гребных валах 47 807 кВт и более.
JIJ12 - для ледоколов, способных работать в арктических морях летом,
передвигаться в сплошном льду толщиной менее 2,0 м и имеющих мощность на
гребном валу 22 065-47 807 кВт.
ЛЛЗ - для ледоколов, способных самостоятельно выполнять работу всех
видов в неарктических замерзающих морях зимой, а также в арктических
морях по прибрежным трассам совместно с ледоколами высших категорий при
толщине льда до 1,5 м и суммарной мощности на гребном валу 11 032-22 065
кВт.
ЛЛ4 - для ледоколов, выполняющих самостоятельно все виды работ в
портовых и припортовых акваториях в течение всего года, а также в
неарктических морях зимой совместно с ледоколами высших категорий при
толщине льда до 1,0 м и суммарной мощности на гребных валах менее 11 032
кВт.
Знаки ледовых усилений добавляются только к основному символу самоходных
судов и представляют собой комбинации букв и цифр>
УЛА - для судов, способных плавать в летне-осенний период во всех
районах Мирового океана.
УЛ - для судов, способных плавать в летне-осенний период в Арктике в
легких ледовых условиях и круглогодично в замерзающих неарктических
морях.
Л1-для судов, способных плавать в летний период в Арктике в разреженном
битом льду и круглогодично в замерзающих неарктических морях в легких
ледовых условиях.
Л2 - для судов, способных плавать в мелкобитом разреженном льду
неарктических морей.
ЛЗ - то же, для легких ледовых условий.
Определение возможных сроков и районов плавания, а также режимов
плавания под проводкой ледокола является компетенцией судовладельца.
Знаки деления на отсеки добавляются к основному символу класса в виде
цифр, заключенных в рамку, и означают число отсеков, при затоплении
которых судно остается на плаву в удовлетворительном состоянии
равновесия, а именно: Щ , (Ц , R . Знаки и @ указывают число смежных
отсеков.
Знаки ограничения районов плавания ставятся справа от основного символа
и разрешают плавание в зависимости от удаления от берега
(порта-убежища):
I - в открытых морях с удалением от места убежища до 200 миль, а также в
закрытых морях без ограничения;
II - в открытых морях с удалением от порта-убежища до 50 миль;
III СП - во внутренних водных путях, а также в морских районах при
волнении не более б баллов и с удалением от места убежища - в открытых
морях до 50 миль и в закрытых до 100 миль;
III - прибрежное, рейдовое и портовое плавание.
Для судов неограниченного плавания к символу класса никаких знаков
ограничения не ставят.
Знаки автоматизации означают степень оборудования судна этими
средствами:
А1 - судно, за исключением пассажирского, объем автоматизации позволяет
эксплуатацию без вахты в машинных помещениях и в ЦПУ.
А2 - судно, которое может эксплуатироваться без вахты в машинном
отделении, но с вахтой в ЦПУ.
A3 - судно с мощностью 1500 кВт и менее, объем автоматизации которого
позволяет эксплуатацию без вахты в машинных помещениях.
Обозначение определенного назначения судна дается в виде добавления
краткого указания о назначении судна после всех предшествующих символов
и знаков, а именно: пассажирское, нефтеналивное, рыболовное, буксир и т.
д.
Знак атомного судна ставится, если судно оборудовано атомной СЭУ и
удовлетворяет требованиям Правил Регистра СССР и Правил классификации и
постройки атомных судов и имеет вид.
С учетом всего вышеизложенного класс Регистра СССР будет иметь вид,
например: КМ R УЛ 0 А2 (лесовоз).
Присвоение судну класса удостоверяется выдачей Классификационного
свидетельства. Этот документ подтверждает выполнение требований Правил
классификации и постройки и обязателен для выдачи судну других
необходимых документов: Свидетельства о годности к плаванию,
Международного свидетельства о грузовой марке, Свидетельства о
безопасности судна по конструкции и т. п.
Регистр СССР выдает Классификационное свидетельство на 4 года с
ежегодным подтверждением. Это свидетельство теряет силу после аварии,
ремонта и переделок, не согласованных с Регистром СССР, и при нарушении
условий плавания.
Надзор за техническим состоянием судов. За судами, находящимися в
эксплуатации, Регистр СССР осуществляет надзор посредством системы
освидетельствований.
Ежегодные освидетельствования обычно имеют характер наружных осмотров с
целью установления тою, что судно по своему техническому состоянию не
утратило прав на присвоенный ему класс. Для более тщательного
определения технического состояния каждое второе ежегодное
освидетельствование сопровождается осмотром подводной части судна в
доке. Пассажирские суда и суда, систематически плавающие во льдах,
подлежат освидетельствованию в доке ежегодно.
Очередные освидетельствования судов, имеющих класс, как правило,
осуществляются через 4 года. Их целью является продление по мере
возможности класса Регистра СССР на следующий срок. При очередных
освидетельствованиях осмотр производится более тщательно, с проведением
испытаний и снятием необходимых замеров и с постановкой судна в док.
Внеочередному освидетельствованию подлежат суда, потерявшие класс
Регистра СССР из-за аварии, объем которой устанавливают каждый раз особо
в зависимости от полученных судном повреждений.
Первоначальному освидетельствованию подлежат суда, не находившиеся ранее
под техническим надзором Регистра СССР.
Для проведения освидетельствования, особенно очередного, приходится
выводить судно из эксплуатации, что снижает рентабельность работы флота.
Непрерывное классификационное освидетельствование получило
распространение в последнее время. В этом случае весь объем
освидетельствования разделяется на несколько частичных
освидетельствований по укрупненным частям с таким расчетом, чтобы полный
цикл освидетельствований был осуществлен за период, который необходим
для подтверждения или присвоения класса.
Объем и характер освидетельствований по различным частям судна
определяются особыми таблицами Регистра СССР. Отсрочка очередных
освидетельствований по просьбе судовладельца может быть представлена в
отдельных случаях на срок не более чем 12 мес.
Органами пожарной охраны являются отряды военизированной охраны (ВОХР)
Минморфлота. Пожарно-инструкторский состав ВОХР осуществляет контроль за
соблюдением противопожарных правил по перевозке грузов, знание членами
экипажа обязанностей по пожарной тревоге, умение пользоваться средствами
пожаротушения и пожарным оборудованием. Проверяется состояние
противопожарного оборудования и инвентаря, а также соответствие судового
расписания гю пожарной тревоге наличному составу судового экипажа.
Проверка противопожарного состояния судна производится до начала
погрузки или до посадки пассажиров. При исправном противопожарном
состоянии выдается сроком на один рейс Свидетельство пожарной охраны,
которое предъявляется портнадзору при получении разрешения на выход в
море.
Санэпидстанция осуществляет надзор за
санитарным состоянием судов на соответствие Санитарным правилам для
морских судов СССР. Санитарное состояние самоходных судов проверяется 1
раз в 2 года. Осмотру подвергаются помещения жилые, служебные и общего
пользования, камбуз, провизионная, лазарет и т. п. При отсутствии
недостатков или после их устранения санэпидслужба выдает Санитарное
свидетельство на право плавания сроком на 2 года. Разрешение на
свободную практику по приходу в порт и разрешение на выход в море даются
санэпидстанцией через инспекторов для каждого рейса в виде штампа в
судовой роли.
Технические инспекции профсоюза проводят надзор на выполнением правил
техники безопасности и охраны труда. Технические инспекторы контролируют
работу бытовых систем (отопления, вентиляции и т. п.), осматривают
предохранительные и защитные устройства, а также проверяют знание и
соблюдение членами экипажа правил техники безопасности и
законодательства об охране труда. Они принимают участие в разработке
инструкций по технике безопасности и в расследовании причин
производственного травматизма.
Судовладелец (пароходство) осуществляет надзор за техническим состоянием
судов и дает оценку работы членов судового экипажа по поддержанию судов
в исправном техническом состоянии. С этой целью не реже 1 раза в год
проводятся инспекторские осмотры специальной комиссией, в которую входят
специалисты служб и отделов пароходства.
При инспекторском осмотре производят обследование всех элементов судна и
испытание в действии механизмов, систем и устройств, проводят учения по
борьбе за живучесть судна и противопожарные учения, проверяют
квалификацию судового персонала и правильность организации службы на
судне. По результатам осмотра оформляется акт, где дается оценка
технического состояния судна и работы членов экипажа.
Кроме периодических инспекторских осмотров, судовладелец обеспечивает
постоянный надзор за техническим состоянием судов, который осуществляет
Служба судового хозяйства пароходства. Групповые инженеры Службы
судового хозяйства являются основными руководителями отдельных групп
судов по техническим вопросам и оказывают квалифицированную помощь
судовому персоналу в организации технического обслуживания и ухода за
ним. В рейсе техническое состояние контролируют капитаны-наставники и
механики-наставники.
Судовая администрация проводит непрерывный и непосредственный надзор за
техническим состоянием судна. Для систематизации надзора на судах
имеются формуляры технического состояния, где учитываются выявленные в
процессе эксплуатации износы, отказы, повреждения, а также выполненные в
связи с этим профилактические и ремонтные работы. Записи в формуляры
производят сразу же после обнаружения дефектов и выполнения работ.
Обнаруженные повреждения и дефекты по корпусной части отмечаются
условными обозначениями на чертежах.