Наблюдение за проведением работ при ремонте осуществляют заказчик,
предприятие и Регистр СССР. Качество отдельных работ, входящих в их
компетенцию, контролируют также Госсанинспекция, техническая инспекция
бассейнового комитета профсоюза и ВОХР Минморфлота.
Представителями заказчика являются капитан, старший механик судна и
групповой инженер Службы судового хозяйства. На предприятии качество
выполненных работ контролируют отдел технического контроля (ОТК) и в
некоторой степени ведущие инженеры (прорабы).
Капитан и старший механик осуществляют постоянное и непосредственное
наблюдение за качеством выполняемых ремонтных работ и их соответствие по
характеру и объему работам, предусмотренным утвержденной ведомостью. Они
должны также следить за выполнением работ в сроки, установленные
графиком ремонта, и определять процент готовности ремонтных работ.
Наблюдая ^а выполнением ремонта, все замечания по ходу и качеству работ
необходимо устно или письменно сообщать прорабу, а в случае невыполнения
их требований заказчику - начальнику производственного отдела или
главному инженеру завода. Предприятие со своей стороны обязано давать
возможность судовой администрации и групповым инженерам наблюдать за
ремонтом как на судне, так и в цехах завода.
Отдел технического контроля проверяет качество используемых при ремонте
материалов и принимает выполнение работы. Принятые работы оформляются
соответствующим актом, а на вновь изготовленных ответственных деталях
ставится клеймо мастера ОТК. К таким деталям относятся, например, баллер
руля, сектор рулевого привода, якоря и якорные цепи, шлюпбалки,
буксирный гак и все детали грузового устройства.
Регистр СССР осуществляет надзор за капитальным ремонтом корпуса,
судовых технических средств и за существенным переоборудованием и
модернизацией. До начала ремонта Регистр СССР должен одобрить проектную
и ремонтную документацию, а при проведении ремонта его основной задачей
является контроль качества выполненных работ. Контрольные проверки
производятся после представления актов ОТК на прием объектов.
Работы, проверенные и принятые контрольным аппаратом завода, сдаются
заказчику. Принимают ремонтные работы в два этапа: сначала -
предварительно в процессе ремонта по мере окончания работ по отдельным
ответственным устройствам, механизмам и элементам судна, а затем
окончательно - по окончании ремонта судна в целом.
Предварительную приемку осуществляет судовая администрация. Для
систематизации промежуточных приемок и упрощения их выполнения на каждом
ремонтируемом судне ведется журнале , промежуточных приемок, в который
заносятся согласованны? с заказчиком и инспектором Регистра СССР
результаты приемки устройств, механизмов и других элементов судна. Эти
данные используются в дальнейшем для оформления приемосдаточного акта.
Окончательная приемка судна из планово-предупредительного и
поддерживающего ремонтов производится капитаном и старшим механиком
судна с участием группового инженера. После восстановительного ремонта
судно принимает специальная приемо-сдаточная комиссия, в состав которой
входят представители пароходства и завода, капитан, старший механик
судна, а также инспектор Регистра СССР и представители санитарного
надзора и охраны труда.
Порядок передачи судна, а также характер и объем проводимых при этом
испытаний зависят от вида ремонта и обычно определяются специально
разрабатываемой программой. Для проверки работы механизмов, устройств и
систем и для определения ходовых характеристик судна проводятся
приемосдаточные испытания. По окончании испытаний комиссия составляет
акт, где отмечает результаты испытаний и все обнаруженные дефекты,
которые должны быть немедленно устранены. Только после этого комиссия
подписывает приемо-сдаточный акт, по которому судно окончательно
передается заказчику.
Качество выполненных работ при ремонте гарантируется предприятием на
срок 12 мес с момента подписания приемо-сдаточного акта. Все недоделки и
дефекты, обнаруженные в течение этого срока в работах, выполненных при
ремонте, должны устраняться предприятием или за его счет.
В каждом случае обнаружения дефектов в выполненных работах судовая
администрация вместе с представителем предприятия составляет акт. Если
представитель предприятия не может явиться на судно, в составлении акта
должен принять участие инспектор Регистра СССР. Регистр СССР также
разрешает вопрос о действительных причинах дефектов или поломок в том
случае, когда по этому вопросу имеются разногласия между администрацией
судна и представителем предприятия. )
Акты обнаруженных дефектов являются исходной документацией при
составлении ремонтных ведомостей на гарантийный ремонт. Все работы по
гарантийным обязательствам предприятие выполняет в кратчайший технически
возможный срок.