С точки зрения безопасности мореплавания, условия работы во
льдах осложняются по ряду причин: в больших широтах магнитный и
гироскопический компасы менее надежны; нет плавучего навигационного
ограждения; часто меняются курс и режим работы двигателей; часто
меняется коэффициент рефракции; .затруднено опознавание береговой черты
по РЛС; часто уменьшается видимость и т. д.
Фото плавания во льдах
Ледовой покров изменяется под действием ветра и течения, которые,
взламывая лед, создают торосы (местные уплотнения) или разрежение.
Толщина льда бывает самой различной от ниласа (первичная форма) до
айсбергов и глетчерного льда. Чем плотнее лед, тем он имеет большую
подводную часть, которая колеблется в пределах от 70-90 %. Крепость льда
зависит от его возраста, температуры воды и воздуха, различных примесей
в воде и ее солености. Наиболее прочен осенний пресноводный лед. При
плюсовых температурах лед становится вязким, что уменьшает скорость
продвижения судна, но дает возможность проходить судам со слабыми
корпусами. Слежавшийся толстый снежный покров на льду увеличивает трение
корпуса, снижает скорость и маневренность судна.
Под влиянием ветра и течения происходит подвижка (дрейф) льда. В этом
случае следует избегать сжатия судна, которое происходит и тогда, когда
дрейфующий лед на своем пути встречает какие-либо препятствия (берег,
банки, мели, кромку льда и т. д.). Сжатие возникает, если ветер и
течение - противоположных направлений. Район торосообразований и сжатия
льдов надо обойти. Желательно из сплачивающегося льда выходить на ветер
или встать в районе с битым льдом курсом против сжатия. При временной
остановке во льду рекомендуется постоянно перемещать судно переменными
ходами.
В арктических морях возможно обледенение судов в летние и осенние
месяцы. Сведения о характере обледенения приводятся в Атласах
обледенения судов и Извещениях мореплавателям.
Успех плавания во льдах зависит от ледовой обстановки на пути
следования, которая передается в виде ледовых карт и ледовой информации
от береговых радиостанций.
После получения с самолета обзорной ледовой карты рекомендаций
о движении судна во льдах необходимо учитывать, сколько прошло времени
после ее составления и что могло произойти за прошедшее время (после
разведки) под воздействием гидрометеорологических факторов.
Затем с учетом дополнений и корректуры с ледовой карты на путевую
переносятся: кромка льда, разводья, полыньи, характеристика
сплочен-ностей. В дальнейшем, получая новую информацию из любых
источников, необходимо вносить изменения ледовой обстановки на путевой
карте, анализировать и уточнять ее.
Постоянное и тщательное наблюдение за состоянием погоды и моря
независимо от наличия и характера льда - одно из основных правил
безопасного плавания в ледовых условиях. Приближаясь к зоне льдов, надо
стремиться как можно раньше обнаружить их. Местные признаки близости
льда таковы: при хорошей видимости на горизонте показывается сплошная
белая полоса, которая зависит от сплоченности льда; помутнение
безоблачного неба, как правило, над льдом за горизонтом; на облаках
ледяной отблеск - <ледяное небо>, чем больше сплочение льда, тем больше
и ярче <ледяное небо>; устойчивая полоса тумана на горизонте над кромкой
льда; дрейф отдельных льдин по ветру, иногда на достаточно большом
расстоянии от скопления льда; при теплой погоде резкий холодный ветер со
стороны скопления льда; ослабление волнения моря при неизменной силе
ветра, значит близко на ветре большое скопление льда; резкое понижение
температуры забортной воды до значений, близких к 0 °С.
С наветренной стороны кромка льда будет более сплоченная, чем с
подветренной. Это следует учитывать при подходе к ней.
Радиолокационное наблюдение за горизонтом дает возможность своевременно
обнаружить положение кромки льда. Однако гладкие, отдельные плавающие
льдины не всегда видны на индикаторе. Даже айсберги, обрадонные к судну
пологой стороной, обнаруживаются иногда в непосредственной близости от
судна. Изображение льда на экране зависит также от сплоченности,
торосистости и разрешающей способности РЛС. Атмосферные явления
(северное сияние, заряды снега, дождь и т. п.) и сильное волнение
уменьшают дальность обнаружения льдов.
Определение судна производится по береговым ориентирам, а также
используются спутниковые и другие РНС.