К самостоятельному плаванию во льдах допускаются только те суда,
которые имеют специальный ледовый класс Регистра СССР. Служба
безопасности мореплавания совместно со службой судового хозяйства
готовят и передают в службу эксплуатации флота списки судов, подходящих
на данный год по своим техническим данным для плавания во льдах.
Безопасность плавания во льдах обеспечивается качественной подготовкой
судна, полнотой и достоверностью ледовой и гидрометеорологической
информации, постоянным наблюдением за ледовой обстановкой и погодой,
квалификацией и практическим опытом судоводителей, умеющих маневрировать
в ледовых условиях.
При плавании в районе возможной встречи со льдом на судне следует
принять меры для своевременного обнаружения льда, положение которого не
всегда точно известно. Если видимость становится ограниченной, скорость
судна уменьшается в зависимости от информации по ледовой обстановке.
При входе в лед судном управляет только капитан и во время плавания во
льдах - капитан, его штатный дублер или старший помощник, имеющий допуск
на самостоятельное управление судном во льдах.
Входить в лед не разрешается: без разрешения капитана ледокола или
руководителя ледовыми операциями, а также при отсутствии необходимой
информации о пути следования;
если сплочение и толщина льда опасны для судна или нет четкого
представления о состоянии льда и ожидаемой гидрометеорологической
обстановке;
при торошении льда; при дрейфе льда в сторону близко расположенных
опасностей.
Если безопасный вход в лед невозможен, судно отводится от кромки льда и
ожидает улучшения обстановки.
Перед входом в лед главная СЭУ переводится на работу в маневренном
режиме, вахтенный механик предупреждается о возможности реверсирования,
сличают показания часов в штурманской рубке и ЦПУ, по возможности
создается дифферент на корму, убирается забортное и донное устройства
лага, управление рулем переводят на ручное и др. О входе в лед
извещается экипаж.
Плавание по разводьям, полыньям и среди наиболее разреженного льда в
общем направлении, близком к генеральному курсу, должно осуществляться с
безопасной скоростью. При этом нельзя допускать ударов по корпусу даже
малых льдин, обходить скопления льда с наветренной стороны, а при
безветрии - с наиболее благоприятной стороны, где видна граница льда.
Если границы льда не видно, то желательно
отклоняться от генерального курса по возможности на ветер, где
проходимость льда, как правило, лучше, избегать вхождения в узкость
между большими льдинами, в узкий проход между ледяными полями или между
полем и отдельной льдиной. Крутые повороты выполнять на минимальной
скорости. Для зрительного определения сплоченности льда впереди по курсу
его сравнивают со сплоченностью льда за кромкой судна на пройденном
пути.
Во время плавания в прибрежной полосе, не прикрытой берегом или
островами, если усиливаются прижимной ветер и сплочение льдов,
необходимо отойти от опасностей в море.
Когда прогноз погоды благоприятен, а ледовая зона незначительна и
проходима для судна, плавание судна можно осуществлять при ограниченной
видимости и ночью. В темное время суток при маневрировании во льду
рекомендуется применять прожекторы и другие мощные источники света.
Если судно попадает в сложные ледовые условия или оно теряет
ориентировку во льдах, капитан сообщает руководству ледовыми операциями
о своем месте, характере изменений ледовой обстановки, о состоянии льда,
погоде и принятом решении.
Входить в более сплоченный лед можно только при полной уверенности его
прохождения. Если движение судна во льду замедляется даже при увеличении
скорости, то необходимо дать задний ход.
В случае неизбежного столкновения с льдинами предпочтительнее принимать
их форштевнем - наиболее прочной частью корпуса. Пользоваться рулем надо
умело и осторожно, для предохранения его от повреждений следует избегать
резких и больших перекладок. В момент перевода главного двигателя на
задний ход руль рекомендуется ставить прямо в ДП. При перемене заднего
хода на передний руль выводят из прямого положения тогда, когда судно
/Получит движение вперед.
Во время плавания в разреженном льду не рекомендуется: проходить около
льдин, так как даже сильно обтаявшие сверху льдины могут иметь большие
подводные выступы (тараны); проходить на большом ходу между льдинами,
которые могут иметь подводное соединение между собой; при встрече со
стамухами (старая льдина) проходить близко к ним, так как их подводная
часть образуется из льдин-подсосов, которые могут далеко выдаваться в
виде таранов.
В разреженном льду между льдинами проходить следует на прямом курсе, а
поворот начинать тогда, когда корма пройдет узкое место.
В сплоченном льду передний ход начинают давать с самого малого, чтобы
вначале разредить лед в районе винтов.
Может случиться, что груженое судно заклинится (будет зажато тяжелым
льдом в носовой части корпуса), а судно в балласте (без груза), взойдя
на лед носовой частью, не сможет отойти назад. В этих случаях
необходимо:
во время работы движителей на полный передний ход попробовать перекладку
руля с борта на борт, что может помочь раскачать корму судна;
меняя ход с переднего на задний, и наоборот, попытаться дать движение
судну (расшевелить его);
освободить судно кренованием, т. е. перекачкой воды в балластных танках,
и попеременным заполнением водой форпика и ахтерпика;
попытаться освободить судно (небольшое) при помощи ледового якоря,
занося его за корму по направлению, близкому к ДП судна. Иногда
целесообразно подождать некоторое время, так как от воздействия более
высокой температуры корпуса соприкасающийся с ним лед и снег подтаивают.
Во время плавания во льду льяла замеряются ежечасно и дополнительно
сразу же после каждого удара судна об лед.
Особенно опасны сжатия и подвижка льда, когда с противоположной стороны
находятся навигационные опасности. Если при сжатии льда возможности
выйти из него нет, надо найти участок битого льда и остановиться в нем.
Когда такого участка нет, установить на судне наблюдение за льдом, дать
сообщение об остановке в штаб ледовой проводки и действовать по
обстановке и рекомендациям штаба. При усилении сжатия и появлении
торошения льда надо остановить СЭУ и разобщить руль от рулевого
устройства во избежание их поломок.
В условиях обледенения судна надлежит выбирать курсы и скорости судна по
отношению к ветру и волнам, при которых забрызгивание и заливание
наименьшие, при интенсивном обледенении принимать все меры для
скорейшего выхода судна из опасного района.
Борьбу с обледенением ведут непрерывно с начала и до конца
льдообразования. В первую очередь ото льда освобождаются ходовые огни,
навигационные, сигнальные и спасательные средства и устройства.
Необходимо своевременно скалывать лед у штормовых портиков, шпигатов и
других отверстий для беспрепятственного стока воды за борт.
К средствам борьбы с обледенением судна относятся: механические ручные
средства (ломы, топоры, пешки, лопаты и т. п.); механизированный
инструмент с пневмо- и электроприводом; тепловые средства (пар,
подогретая забортная вода); физико-химические средства.
При самостоятельном плавании судна во льдах в судовой журнал заносятся:
координаты места входа судна в лед и выхода из него;
характеристика льда и направление кромки льда;
генеральный курс и перемещение судна;
все распоряжения, получаемые от руководства ледовыми операциями или от
капитана ледокола;
координаты места начала ледового дрейфа, его скорость и направление,
метеорологическая обстановка при этом;
начало сжатия льда, характеристика льда, продолжительность сжатия и меры
борьбы за живучесть судна.
При повреждении судна записываются:
обстоятельства, при которых судно получило повреждение;
характеристика ледовой обстановки;
маневры, выполненные судном, и его скорость при этом;
фамилия судоводителя, непосредственно управляющего судном в момент
получения повреждения.