Возможность самостоятельного плавания судна во льду зависит как от
прочности (ледокольного класса) корпуса, так и от мощности СЭУ. Однако
может возникнуть такая сложная ледовая обстановка, при которой плавание
во льду становится затруднено или совсем невозможно. Для обеспечения
плавания судов в таких сложных ледовых условиях используются ледоколы.
Эти мощные суда способны преодолевать льды большой толщины. Они
выполняют работу по ледовой разведке, проводке, околке, буксировке судов
во льдах. В необходимых случаях выполняют роль судов-спасателей.
По своему назначению ледоколы подразделяются на портовые, которые
работают в портовых водах и на подходах к ним, и линейные,
обеспечивающие проводку судов на ледовых трассах. Классификация
ледоколов, участвующих в совместной проводке судов во льдах:
ведущий - прокладывающий канал во льдах для одного судна или каравана
судов;
вспомогательный - занимающий место в караване по указанию ведущего и
обеспечивающий околку впереди идущих и проводку следующих сзади судов
каравана;
обеспечивающий - закрепленный за определенным участком ледовой трассы.
Он проводит суда через ледовые перемычки, дает рекомендации для
самостоятельного следования.
Караваны подразделяются на простые и сложные. Простой караван - группа
судов, ведомая одним ледоколом. Сложный караван состоит из нескольких
простых, проводимых несколькими ледоколами, один из которых самый мощный
- ведущий.
Формирует караван судов и руководит им от начала проводки до окончания
капитан ведущего ледокола или специально назначенный капитан проводки,
который, как правило, находится на ведущем ледоколе.
Ледокол
Капитаны судов и вспомогательных ледоколов, включенных в караван,
независимо от ледовой обстановки, оперативно подчиняются капитану\
ведущего ледокола. Он определяет место каждого судна в караване и
дистанцию между ними, скорость движения при проводке, а также
устанавливает правила пользования всеми видами связи на переходе в
караване. В основном внутрикараванная связь осуществляется по
УКВ-радиотелефону. Практика работы во льдах показывает, что
УКВ-радиотелефоны нужно расположить рядом с машинным телеграфом и
держать постоянно включенными в режиме <прием-передача> на канале (или
частоте), указанном с ведущего ледокола. В случае аварийной ситуации,
когда возникает необходимость срочно изменить режим движения идущих в
караване судов, переданные по радиотелефону команды обязательно
дублируются соответствующими звуковыми и световыми сигналами. Прибыв к
месту формирования^ каравана, капитан судна сообщает на ведущий ледокол:
ледовый класс и водоизмещение судна, мощность СЭУ, число и материал
гребных винтов;
длину, ширину и осадку судна; данные о техническом состоянии судна, РЛС
и средств УКВ-связи.
Во время ледовой проводки в караване проводимые суда должны
руководствоваться Правилами для судов, проводимых через лед. Капитан
проводимого судна должен обеспечить:
назначенное место, дистанцию и скорость в караване;
организацию через своих помощников наблюдения за положением судов в
караване;
готовность дать судну полную заднюю скорость; надежность связи; сличение
часов на судне с часами на ведущем ледоколе;
сверку координат места своего судна с координатами места ведущего
ледокола, в том числе и по окончании ледовой проводки;
выполнение всех распоряжений капитана ведущего ледокола.
При плавании в караване судоводители не освобождаются от выполнения
требований МППСС-72, но туманные сигналы, предписанные МППСС-72,
подаются только по указанию капитана ведущего ледокола.
Судну, идущему в караване, категорически запрещается обгонять другое
судно или изменять свое место независимо от ледовой обстановки. В связи
с тем что крупные льдины неожиданно могут всплыть и повредить судно,
необходимо внимательно следить за льдом в канале. Если обстоятельства
плавания вынудят изменить дистанцию между судами, то капитан судна
немедленно сообщает об этом капитану ведущего ледокола.
При роспуске каравана капитан ведущего ледокола дает капитанам
судов курсы и рекомендации по дальнейшему самостоятельному плаванию. В
дальнейшем он следит за движением судов своего каравана и всегда готов
оказать им помощь.
Место судна в караване назначают с учетом его размеров, прочности
корпуса, мощности СЭУ, маневренных элементов, загрузки, технического
состояния, опытности капитана и конкретной ледовой обстановки. Большие
суда, у которых ширина немного меньше ширины ледокола, ставят сразу за
ледоколом. Концевыми ставят суда с прочными корпусами, опытными
капитанами и мощными СЭУ.
Наибольшей скорости проводки караван достигает тогда, когда дистанция
между судами минимальная. При большой дистанции канал затягивается льдом
и затрудняет продвижение каравана. Дистанция между судами находится в
пределах от нескольких десятков метров до нескольких кабельтов. Следует
помнить, что уменьшение дистанции между судами увеличивает опасность их
столкновения. Ограничение видимости существенно осложняет проводку
каравана среди льдов. Непрерывное радиолокационное наблюдение позволяет
уверенно держать нужную дистанцию. Суда, идущие при ограниченной
видимости, включают носовые и кормовые прожекторы. На баке выставляется
впередсмотрящий и с ним устанавливается надежная судовая связь.
В темное время суток ледовая проверка осуществляется при освещении с
ведущего ледокола прожекторами впереди по курсу и по сторонам. На
проводимых судах освещать лед надо перед собой и у бортов прожекторами,
но так, чтобы не ослеплять судоводителей на других судах. Во время
проводки каравана в сильно сплоченных льдах суда иногда застревают во
льду. Для освобождения их ото льда ледокол производит околку. Существуют
два способа: околка с хода и околка кормой.
В первом случае ледокол выходит из кильватерного строя и, описав
циркуляцию, заходит с кормы застрявшего судна. Пройдя вдоль борта
окалываемого судна, подводит свою корму к его форштевню и выводит за
собой на короткой дистанции. Во втором случае ледокол проходит своей
кормой мимо борта окалываемого судна, разрушая лед вдоль его борта, и
после этого дает команду судну следовать за ним
В условиях сжатия, когда канал за ледоколом почти сразу закрывается,
суда проводят по одному.
В случаях аварии или повреждения на проводимом судне, кроме передачи по
УКВ, поднимается сигнал бедствия по МСС-65. Капитан аварийного судна
любыми средствами связи обязан сообщить капитану ведущего ледокола о
повреждениях и принять меры к их ликвидации.
Все линейные ледоколы имеют у себя на борту вертолеты и специальные
места для их взлета и посадки. С их помощью производится дальняя ледовая
разведка.
При плавании судна под проводкой ледокола в судовой журнал записываются:
координаты места вступления судна под проводку ледокола; название
ледокола; заданные скорость и дистанция, свой порядковый номер в
караване; название впереди и сзади идущих судов: характеристика льда и
состояние канала за ледоколом, как движется судно во льду; координаты
временной остановки судна, характеристика окружающего льда; сведения о
нарушении работы судовых технических средств навигации и связи.
При повреждении судна в судовой журнал записываются: обстоятельства, при
которых судно получило повреждение, характеристика пути во льду за
ледоколом; скорость каравана и дистанция между судами; сигналы, которыми
обменивались суда перед повреждением; содержание информации, переданной
капитану ведущего ледокола.