Современные ледоколы оборудованы специальными буксирными устройствами
с мощными автоматическими буксирными лебедками. Они снабжены буксирными
стропами-усами со специальным блоком системы капитана Николаева (рис.
203). Применение этого стропа облегчает буксировку, так как натяжение
буксирного троса распределяется равномерно на оба конца стропа. Судно,
'проводимое через лед, должно быть готово к приему и креплению
буксирного троса.
Подготовка заключается в следующем. На судне с минимальным надводным
бортом, когда якоря расположены близко от воды, становые якоря иногда
убирают на палубу. Остальные суда практикуют приспускать якоря до выхода
якоря со скобой из якорного клюза. Это делается для того, чтобы можно
было легче и безопаснее продеть буксирный строп через якорные клюзы. На
баке судна должны быть приготовлены бросательные концы, тросы-проводники
со скобами для приема буксирного троса с ледокола, бревно и топор,
растительный или синтетический трос. Следует предусмотреть быструю
отдачу буксирного троса, поданного с ледокола. Для этого выходящие через
якорные клюзы на палубу бака огоны "усов" связывают растительным или
синтетическим тросом (найтов) и подкла-дывают под него бревно. В случае
быстрой отдачи буксирного троса этот найтов рубят топором.
В зависимости от ледовых условий буксировка производится вплотную
(тандем) или на коротком буксире При буксировке "тандем" форштевень
буксируемого судна с помощью буксира с ледокола втягивается в
специальный кормовой вырез ледокола. Этот способ неудобен тем, что у
ледокола ухудшается управляемость, так как буксируемое судно действует
на него как "руль".
Рис. 203. Крепление буксирного троса на
буксирном судне: а - два стропа пропущены через якорные клюзы и
соединены с помощью бревна, 6-огоны стропа соединены бензелем; в - строп
пропущен через блок Николаева, г -блок Николаева, /- якорная скоба, 2-
бревно, 3- ветви стропа, 4- буксирный трос, 5-бензель; 6- блок Николаева
При отклонении буксируемого судна в стороны ледоколу бывает трудно
пересилить влияние такого "руля". Поэтому такой способ буксировки
применяется в основном при проходе наиболее тяжелых участков сплоченного
льда, в канале сплошного льда и, как правило, на постоянных курсах.
С выходом на ледовые трассы мощных ледоколов "Арктика", "Сибирь",
"Россия", "Красин", "Ермак" буксировка вплотную практикуется для
увеличения скорости каравана, если в нем оказывается тихоходное судно.
При буксировке на коротком буксире длина его не превышает 40- 50 м. Это
делается с таким расчетом, чтобы буксируемое судно шло по чистой воде
канала, которая остается за кормой ледокола. Однако этот способ повышает
вероятность навала буксируемого судна на ледокол, к тому же и буксирные
тросы нередко рвутся. На буксируемом судне, на
баке и с мостика ведутся постоянные наблюдения за натяжением буксирного
троса.
Двигатель буксируемого судна при буксировке его во льдах ледоколом
должен работать на передний ход с частотой вращения, заданной с
ледокола.