Конструкция современных морских судов обеспечивает большую
прочность, надежную работу судовых механизмов и хорошие мореходные
качества. Однако плавание и управление судном в шторм остаются сложной
задачей.
Обеспечение безаварийного плавания в шторм требует большого
напряжения в работе всего экипажа, особенно судоводителей, четких
знаний, умения и сознательной дисциплины.
Особенности плавания в штормовую погоду
Основные факторы, действующие на судно во время шторма - ветер и
волнение. Ветер оказывает влияние на судно в зависимости от
конструктивных особенностей. При развитых надстройках, избыточном
надводном борте, небольшой осадке увеличиваются крен и дрейф судна.
Ветер встречных направлений увеличивает сопротивление движению судна,
ухудшает его управляемость. Если курс проходит вблизи берега, отмелей,
рифов, то дрейф в их сторону во время плавания становится опасным.
Главную опасность для судна во время шторма представляют волнение,
вызывающее качку, напряжение в корпусе и удары волн. Сильная бортовая
качка создает большие динамические нагрузки на корпус и судовые
механизмы. В результате этого могут появиться деформации и трещины в
наружной обшивке корпуса и в палубах. Возникающие инерционные силы могут
явиться причиной сдвига с фундаментов механизмов и устройств, смещения
груза: удары волн и качка ухудшают управляемость, снижают скорость
судна; рулевая машина работает с большой нагрузкой из-за частных
перекладок руля.
Неправильная загрузка судна, повлекшая смещение груза, или отсутствие
опыта в управлении судном в шторм приводят к аварийным ситуациям с
тяжелыми последствиями, связанными с опрокидыванием судна. Плавание с
большой скоростью навстречу волне (особенно при неправильной загрузке)
может вызывать напряжение корпуса, которое превысит допустимый предел, и
судно может переломиться. На волне корма небольших судов и судов в
балласте периодически поднимается, оголяя гребной винт, что приводит к
перенапряжению в работе главного двигателя.
На судне в (балласте качка значительно сильнее, особенно опасна для него
встречная волна, которая, ударяясь в поднятое волной днище носовой части
корпуса, вызывает сильную вибрацию.
В сильный шторм волны могут повредить или смыть палубные грузы,
разрушить люковые закрытия, вентиляторы, судовые устройства и системы.
Это создает опасность проникновения воды в трюмы, влечет за собой
подмочку груза, а иногда и гибель судна.
Судоводитель должен всегда помнить, что ошибки в управлении судном в
шторм могут привести даже самое современное судно к аварийному состоянию
или его гибели. Безаварийное плавание в шторм зависит от высоких
профессиональных знаний и опыта экипажа, подготовленности судна,
заблаговременного получения прогнозов погоды и умелого управления.