Составная часть повседневной организации службы независимо от
предстоящего плавания, продолжительности рейса, прогнозируемой погоды
является подготовкой судна к штормовым условиям плавания. Судно должно
быть приведено в такое состояние, которое обеспечит безопасность
плавания в любых погодных условиях. Подготовка судна к плаванию
начинается при стоянке в порту. Особое внимание уделяется погрузке. При
составлении грузового плана необходимо предусмотреть обеспечение
остойчивости, местной и общей прочности корпуса, мореходных качеств на
момент выхода судна из порта, на период рейса и приход в порт назначения
с учетом расходования судовых запасов в рейсе и качественную доставку
груза получателю. Во время погрузки необходимо контролировать
остойчивость, при необходимости производить перерасчеты;
тщательно следить за укладкой, наливом, штивкой и сепарацией, креплением
груза. Особый контроль необходимо осуществить за погрузкой и креплением
тяжеловесных и палубных грузов. Доступ к палубным механизмам и пробкам
воздушных трубок балласта, льял или льяльных колодцев должен быть
свободным.
При подготовке судна к рейсу следует руководствоваться Рекомендациями по
обеспечению безопасности плавания судов в осенне-зимний период и в
штормовых условиях (РОБПС-84).
С наступлением осенне-зимнего периода на судне разрабатывается и
утверждается капитаном план организационно-технических мероприятий по
подготовке судна к плаванию в этот период.
При получении штормового предупреждения или при появлении признаков
ухудшения погоды заблаговременно до шторма под руководством старшего
помощника выполняются следующие мероприятия, обеспечивающие безопасность
плавания судна в шторм- оповестить экипаж; на верхней палубе протянуть
штормовые леера для безопасного передвижения людей; задраить палубные
люки, двери, иллюминаторы, воздушные трубки и другие отверстия, через
которые возможно попадание воды внутрь помещений; трюмные вентиляторы
развернуть по ветру, раструбы зачехлить; якоря в клюзах взять на
дополнительные стопоры, клюзы цепных ящиков закрыть крышками или
зацементировать; обтянуть весь такелаж; обеспечить свободный проход по
палубе к мерительным и воздушным трубкам, портикам и шпигатам; все
канаты убрать с палубы; проверить и дополнительно закрепить палубный
груз, грузовые стрелы, аварийное имущество, спасательные шлюпки,
шкиперское и другое имущество, находящееся во всех помещениях судна;
проверить закрытие грузовых люков, исправность штормовых портиков и
других отверстий для стока воды. Установить режим движения людей на
судне.
Для оценки опасности плавания в ожидаемых штормовых условиях
судоводители должны иметь достаточную информацию об интенсивности
волнения и силе ветра (элементы волн и ветра) и знать:
мореходные качества судна и его способность противостоять воздействию
волнения и ветра;
положение судна относительно центра циклона или штормовой зоны;
нахождение близлежащего порта-убежища и якорных стоянок, защищенных от
воздействия ветра и волнения.
В зависимости от этого капитан судна обязан принять решение: о курсе и
скорости хода при уклонении его от циклона, при следовании через
штормовую зону или при расхождении с ней, об использовании внутренних
фарватеров, о маневрировании короткими галсами под укрытием берега, о
постановке на якорь в бухте, об уходе в порт-убежище и т. п.
Для выбора рациональных курсов и скорости судна судоводитель должен
пользоваться универсальной диаграммой качки.
До шторма по возможности заполнить балластные отсеки полностью, а не
подлежащие заполнению держать пустыми. Все работы, связанные с
балластом, производить только с разрешения капитана.