Для сокращения сроков ремонта перед постановкой судна в ремонт
следует привести его в такое состояние, которое позволило бы заводу
немедленно приступить к выполнению ремонтных работ. Мероприятия по
подготовке судна к ремонту в основном сводятся к уборке и очистке
помещений и принятию некоторых мер противопожарной безопасности. Для
этого из трюмов и топливных танков удаляют остатки груза и топлива;
тщательно убирают все помещения; жилые и общественные помещения, в
которых будут проводиться ремонтные работы, освобождают от мебели и
инвентаря, а в отдельных случаях здесь разбирают отделку и изоляцию; все
механизмы очищают, а трубопроводы систем, подлежащих ремонту, продувают
и освобождают от воды и нефти; топливные танки тщательно вентилируют
(дегазируют), а если в них будут проводиться сварочные работы -
выпаривают и протирают. Все работы по подготовке судна к ремонту, кроме
зачистки и дегазации топливных танков и их систем, должны быть выполнены
в период эксплуатации судна.
Ответственность за своевременное выполнение работ по подготовке судна к
ремонту несут капитан, старший помощник и старший механик. После
окончания всех работ по подготовке судно сдают в ремонт заводу, о чем
составляют акт.
Если при ремонте судно будет поставлено в док, то, кроме отмеченных
мероприятий, необходимо также принять меры, обеспечивающие достаточную
остойчивость и необходимую осадку. Для этого полностью откачивается
балластная и пресная вода, а в тех случаях, когда жидкий балласт
оставляется, он должен полностью заполнять цистерны, чтобы жидкий груз
не оказывал отрицательного влияния на остойчивость. По этой же причине
должны быть закреплены все перемещающиеся и подвешенные грузы. Перед
постановкой судна в док в зимнее время необходимо также принять меры,
предохраняющие судно от образования "ледяной чаши", для чего закрывают
трюмы, производят обогрев танков и т. п
Порядок докования капитан уточняет с докмейстером не позже, чем за сутки
до постановки в док. При этом он письменно сообщает водоизмещение,
осадку, крен и дифферент судна, а также сколько имеется балластной и
пресной воды, оставленной на судне. Кроме того, капитан обязан
предъявить справку о зачистке и дегазации грузовых танков и топливных
цистерн. Если на судне остаются неосвобожденные или недегазированные
топливные и масляные цистерны, то на палубе и по наружному борту должны
быть сделаны белой краской надписи: "Топливо! Не применять огонь!"
При вводе судна в док команда должна находиться на местах по швартовному
расписанию. Подвод судна к доку производится одним или двумя буксирами.
Своим ходом входить в плавучий док запрещается, а в сухой док такой вход
может быть разрешен докмейстером только при тихой погоде. При силе ветра
больше 4-5 баллов постановка в док, как правило, не производится.
За правильный подход к доку отвечает капитан судна, которому подчиняются
капитаны буксиров. С момента подачи швартовов на док капитан должен
выполнять все указания докмейстера, который несет ответственность за
ввод и установку судна. Все распоряжения докмейстера в момент центровки
судна над кильблоками должны выполняться членами судового экипажа точно
и быстро.
После полного осушения дока судовая администрация совместно с
докмейстером производит осмотр правильности посадки судна. О постановке
судна в док составляют акт, в котором, кроме общего заключения о
правильности посадки, уточняют объем доковых работ.
Полное осушение дока дает возможность команде подготовить судно к
осмотру доковой комиссией, для чего вскрывают необходимые горловины,
кингстоны и клапаны, и на наружной обшивке мелом наносят нумерацию
шпангоутов. Вся снятая арматура, горловины водонепроницаемых переборок и
палуб должны строго учитываться. Вместо снятой забортной арматуры
следует подготовить заглушки и пробки, постановкой которых может быть
обеспечена в случае необходимости аварийная водонепроницаемость.
Нахождение судна в доке обязывает экипаж судна подчиняться правилам
внутреннего распорядка дока. Личный состав судна не должен вмешиваться в
действия и распоряжения обслуживающего персонала дока и производить
самостоятельно работы, связанные с обеспечением безопасной стоянки судна
в доке. В тех случаях, когда для выполнения ремонтных работ необходимо
удалять кильблоки, клетки и распоры, следует получить разрешение доковой
администрации. Судовой экипаж должен всемерно способствовать сохранению
чистоты в доке.
Особое внимание при стоянке в доке должно быть обращено на перемещение,
прием и расходование различных грузов, так как эти действия могут
вызвать уменьшение остойчивости судна и появление кренящего момента.
Всякое перемещение, а также прием или расходование грузов можно
производить только с ведома доковой администрации и при наличии строгого
учета.
Перед выводом судна из дока капитан проверяет закрытие всех подводных
отверстий и выдает докмейстеру справку о готовности судна к всплытию.
Закрытыми также должны быть все иллюминаторы, так как при всплытии может
появиться значительный крен судна. Все перемещающиеся грузы должны быть
закреплены. Распределение груза должно соответствовать тому, которое
было перед постановкой в док.
При заполнении дока водой команда стоит по швартовному расписанию. В
каждый отсек должны быть направлены люди для наблюдения. При появлении
течи или значительного крена капитан обязан немедленно сообщить об этом
докмейстеру.
Во время вывода судна из дока капитан должен выполнять все указания и
команды докмейстера, и только после отдачи швартовов он начинает
самостоятельно руководить действиями своего экипажа.