Быстрое выполнение ремонта возможно только при наличии качественной и
своевременно подготовленной технической документации. Первичным
техническим документом для любого вида ремонта является ведомость
ремонтных работ.
Основными исходными материалами для составления ведомостей ремонтных
работ служат:
формуляры технического состояния;
акты освидетельствования судна Регистром СССР;
акты инспекторских осмотров;
нормы допускаемых износов;
данные осмотров и наблюдений в процессе эксплуатации;
Единая номенклатура комплектов узлов судна;
Номенклатура унифицированных судоремонтных работ.
Сравнивая записи в формулярах технического состояния о действительных
износах с нормами допускаемых, можно решить вопрос о необходимом ремонте
или замене той или другой детали или узла. В актах осмотров и
освидетельствований прямо указывается на необходимость устранения
отмеченных дефектов.
Ремонтная ведомость, представляющая собой перечень большого количества
самых разнообразных ремонтных работ, составляется по установленной
форме. Все дефекты, подлежащие устранению при ремонте, записываются в
ведомость в определенной последовательности в соответствии с Единой
номенклатурой комплектов и узлов судна.
Единая номенклатура устанавливает единые наименования и шифры
конструктивных комплектов судна. С этой целью все судно делится на
десять основных конструктивных элементов, которые соответствуют десяти
разделам Единой номенклатуры. Каждый раздел делится на группы, а группы
- на комплекты, причем в каждом разделе не более 10 групп, а в каждой
группе - не более 10 комплектов. Такая система деления позволяет создать
простой шифр для обозначения комплектов.
Пример. Раздел 3 Судовые устройства Группа 31 Рулевое устройство
Комплект 310 Рули с баллерами Комплект 311 Гельмпортовые и палубные
подшипники и сальники Комплект 312 Секторы, румпели, тормоза, буфера и
штуртросы.
На основе Единой номенклатуры комплектов и узлов судна разработана
Номенклатура унифицированных судоремонтных работ, которая устанавливает
единые наименования и шифры ремонтных работ. Это дает возможность
систематизировать судоремонтные работы, упорядочить техническую
документацию на ремонт судов и создает условия для применения
электронно-вычислительной техники.
По всем видам ремонтов судов составляют ведомости: нулевого этапа,
ремонтных и доковых работ. Ведомости нулевого этапа и ремонтных работ
содержат отдельные разделы по корпусной, механической, электрической и
электрорадионавигационной частям. На ремонтны'е работы, намеченные для
выполнения судовым экипажем, составляют отдельную ведомость. Эти работы
в заводскую ведомость на ремонт не включают.
Подготовкой ремонтной документации занимается администрация судна.
Ответственность за качество и полноту ведомостей на ремонт несет старший
механик. За своевременную подготовку ведомостей и за их соответствие
утвержденному лимиту отвечает капитан судна.
Подготовленные ведомости ремонтных работ судовая администрация передает
Службе судового хозяйства пароходства в установленные сроки: на
заводской и поддерживающий ремонты за 2 мес, а на доковый ремонт за 1
мес до постановки судна в ремонт. В Службе судового хозяйства ведомости
корректируют и утверждают, а затем передают судоремонтному заводу также
в строго определенные сроки.
Своевременное представление ведомостей позволяет Службе судового
хозяйства более точно планировать судоремонт, а судоремонтному
предприятию в достаточной степени подготовиться к выполнению ремонта.
Сложность судоремонта и невозможность в некоторых случаях определить
степень износа отдельных деталей и узлов не позволяют при составлении
ведомостей учесть все работы, которые нужно будет выполнить при ремонте.
С целью окончательного уточнения объема работ сразу же после постановки
судна в ремонт производится заводская дефектация, которая должна быть
закончена в течение первой трети планового срока ремонта судна.
Заводскую дефектацию выполняют работники завода с привлечением
администрации судна и представителей пароходства, а в необходимых
случаях приглашается инспектор Регистра СССР. На период дефектации
заводу передают все документы, характеризующие техническое состояние
судна (формуляры технического состояния, паспорта на оборудование, акты
Регистра СССР, судовые записи замеров и т. п.).
В результате заводской дефектации определяются окончательный объем и
расчетный срок ремонта. Это дает возможность составить заводской
технологический (сетевой) график ремонта судна с указанием сроков и
общей последовательности работ. Заводской технологический график
является основным документом для организации и планирования, рапорт по
ремонту. Один экземпляр рапорта графика передается капитану.