При плавании в районе со стесненными условиями, где ширина свободного
от навигационных опасностей прохода для судов ограничена, требуются
повышенная точность счисления пути и более частые определения места
судна.(При плавании в узкости должны быть обеспечены:
надежная управляемость; непрерывное тщательное счисление пути и точный
учет всех факторов, влияющих на движение судна;
точное и быстрое определение места судна заранее намеченными способами с
необходимой частотой;
контроль счисления пути ограничивающими изолиниями (плавучие средства
ограждения предупреждения используются только для контроля) ;
своевременность и точность выполнения всех поворотов и необходимых
остановок судна;
строгое выполнение установленных правил плавания в данном районе.
Поворот на новый курс в узкости следует выполнять особо тщательно с
учетом влияния внешних факторов и маневренных элементов судна. Приход
судна в начальную точку поворота контролируется обсервациями,
продолжительностью плавания на прямолинейном участке пути (по
секундомеру), значением секущего пеленга или ограждающего расстояния и
плавучими средствами. Новый курс проверяется по показаниям гирокомпаса и
магнитного компаса.
Надежность безопасного плавания в узкости обеспечивается:
правильным опознанием средств навигационного оборудования
(характеристика огня определяется по секундомеру);
учетом навигационного запаса глубины под килем и глубин на волнении;
выбором безопасной скорости движения, при которой сохраняется надежная
управляемость и исключается <проседание> судна и образование поперечной
волны.
Присутствие лоцмана не освобождает судоводителей от необходимости знания
района плавания, ведения счисления пути и определения места судна.
Капитан лично и через своих помощников следит за окружающей обстановкой,
контролирует правильность рекомендуемых лоцманом курсов, команд на руль
и изменения хода.
При сомнении в местоположении судна необходимо остановить главный
двигатель и, удерживая судно на месте, принять меры к уверенному
определению местоположения. Если при ухудшении видимости обеспечение
безопасности плавания в узкости становится невозможным, надлежит стать
на якорь.
Движение на рейдах и в портах, вблизи судов и плавучих доков, стоящих на
якоре и у причалов, должно осуществляться со скоростью, которая
установлена обязательным постановлением по порту или местными правилами.
Скорость судна должна быть такой, при которой обеспечивается его
надежная управляемость.
В районах с интенсивным движением судов вводится регулирование движения,
о чем объявляется в обязательных постановлениях по порту, местных
правилах и извещениях мореплавателям. Эти районы показаны в
навигационных пособиях и лоциях. Регулирование движения судов
осуществляет специальная служба. Связь и информация между постом
регулирования и судном осуществляются по радиотелефону на УКВ.
Служба регулирования в пределах зоны своего обслуживания обеспечивает
капитана информацией о движении и местоположении судна, разрешает вход и
выход из порта, съемку с якоря и перестановку судна, указывает место
постановки на якорь.
Разрешающие и запрещающие указания службы регулирования обязательны для
капитана.
Плавание в узкости под проводкой службы регулирования не освобождаем
судоводителей от ведения счисления и определения места судна, не снимает
с капитана ответственности за управление судном и его безопасность.
Большое значение для повышения безопасности плавания имеет введение
таких форм мореплавания, как, например, установление путей и систем
разделения движения. Эти меры направлены на уменьшение опасности
навигационных аварий.
Установленные пути и системы разделения движения объявляются в
Извещениях мореплавателям, НАВИП, НАВАРЕА и показываются на
навигационных морских картах.
При плавании установленными путями и системами разделения движения,
которые одобрены Международной морской организацией ИМО, следует
руководствоваться Правилом 10 МППСС-72. Судоводители должны пользоваться
этими системами движения в любое время суток, в любую погоду, в водах,
свободных от льда, или в легких ледовых условиях, когда не требуется
специальное маневрирование или ледокольная проводка.
Глубоководные пути предназначены для судов, которые из-за своей осадки
могут идти только этими путями.
Широкое применение в узкостях имеет плавание по одной изолинии, а также
используется ведущий кабель, уложенный на грунте по оси или бровкам
канала.
Плавание в реке. Здесь необходимо учитывать наличие течения,
извилистость фарватера, ограниченность ширины судового хода,
неравномерность глубин, характер грунта, наличие баров и перекатов и т.
д.
Бары и перекаты наиболее трудные участки для плавания, так как именно
здесь наименьшие глубины и наибольшие скорости течения.
Управление судном при плавании на реке осложняется большим скоплением и
интенсивным движением различных судов. Управлять судном в таких условиях
должен капитан или старший помощник, имеющий специальное разрешение
службы безопасности мореплавания.
При учете течения на реке следует иметь в виду, что на прямых участках
реки, на середине ее течение, как правило, быстрее. Однако независимо от
ширины реки следовать необходимо по судоходному фарватеру. В изгибах
реки течение имеет наибольшую силу, скорость его увеличивается с
приближением к внешнему берегу, а вдоль внутреннего берега, особенно
ниже изгиба, может быть застой и даже противоположное течение.
Когда судно большой длины, следуя вниз по реке, проходит крутой и узкий
поворот, течение будет стремиться отклонить его корму к внешнему берегу.
Для прохода крутым и узким изгибом рекомендуется придерживаться
внутреннего берега при следовании вниз по реке. Запрещено расхождение
судов на крутых и узких изгибах реки.
При плавании по реке не следует полагаться только на плавучее
ограждение, так как оно может быть смещено со своего штатного места, а
ориентироваться на стационарные створы и ограждения.
Плавание в канале. Влияние мелководья и близость берегов осложняют
управление судном. Берега и дно канала ограничивают движение воды,
вытесняемой движущимся судном. В носовой части судна происходит
затормаживание встречного потока, уровень воды поднимается и образуется
зона давления. В кормовой части судна уровень воды падает, образуется
зона разрежения и, следовательно, увеличивается его осадка (судно
проседает).
. При движении судна в канале наблюдается повышенная рыскливость судна,
так как зона давления стремится/отбросить нос судна от берега
канала. Зона разрежения, наоборот, притягивает кормовую часть судна к
берегу канала. Поэтому судно необходимо удерживать на оси канала. В этом
случае силы притяжения и отталкивания будут уравновешиваться. Однако при
расхождении с судами приходится уходить с оси канала, что приводит к
ухудшению управляемости.
Для расхождения судов в узкос-ях или каналах с односторонним движением
предусмотрены специальные расширения, где один из потоков судов
швартуется к сооружениям (палам, сваям) или становится на якорь,
пропуская встречные суда. При швартовке к палам и сваям необходимо
соблюдать особую осторожность, если возможно, использовать швартовку с
отдачей якоря и подачей швартовных тросов дуплинем. Если представляется
выбор стороны швартовки, то следует швартоваться к подветренному берегу.
Плавание в шхерах. Особенность плавания в шхерах заключается в том, что
в этих районах преобладают каменистый грунт, сильные течения,
извилистость фарватера и т. д. Для быстрой ориентировки во время
маневрирования в шхерах в рулевой рубке должна быть навигационная карта
с курсами плавания, ограничивающими изолиниями, расчетным временем
плавания на каждом курсе и другими необходимыми дополнительными
сведениями.
Стесненность района, близость навигационных опасностей, особенно
скалистых банок, обязывают судоводителя, помимо обычных мер обеспечения
безопасности плавания, принимать дополнительные меры предосторожности
для абсолютного исключения ошибок в маневрировании, особенно в узких
участках шхер. Малейшее касание судном скалистых банок может привести к
пробоине.