Подготовка к отходу. По окончании погрузочно-разгрузочных работ судно
приводится в походное состояние. Оформляются необходимые документы на
отход, и выполняются другие формальности. Одювременно выполняется
комплекс основных мер, непосредственно связанных с отходом от причала -
отшвартовкой, а также обеспечением ее безопасности. Для этого
необходимо:
сличить показания судовых часов в рулевой (штурманской) рубке и в
машинном отделении (ЦПУ);
включить и опробовать связь мостика с баком и кормой, машинным
отделением (ЦПУ),
убедиться в наличии в полном составе экипажа и отсутствии посторонних
лиц на борту;
дать указание готовить главный двигатель к назначенному времени отхода;
проверить и опробовать машинный телеграф;
опробовать тифон и рулевое устройство;
подать питание на швартовные лебедки, шпили (брашпиль);
проверить состояние швартовных тросов на причале (чтобы не были зажаты
для свободной отдачи);
поднять "отходной флаг Р" - (Папа) по МСС;
включить УКВ на дежурный канал; уточнить время прибытия лоцмана и
портовых буксиров (если они заказаны).
Если необходимо проворачивание главного двигателя, то это делается
только с разрешения с мостика. Прежде чем дать команду на
"проворачивание", вахтенный помощник обязан убедиться, что по носу, за и
под кормой "чисто", швартовные тросы обтянуты, а в ЦПУ в любой момент
готовы выполнить команду "Стоп". О готовности по заведова-ниям
докладывают старшему помощнику капитана. Старший помощник докладывает
капитану о полной готовности судна к отходу и с его
разрешения объявляет аврал. В первую очередь убирается трап, а затем
подается команда "Экипажу по местам швартовки стоять".
Существуем много способов отхода судна от причала. Рассмотрим некоторые
из НЙ?.
Отход судна от причала на носовом шпринге (рис. 194, а). Этот способ
применяется при отсутствии течения и слабом ветре (до 4 баллов) . Отход
осуществляется в следующем порядке. Отдают и выбирают все кормовые,
носовые швартовы. При этом на баке оставляют шпринг и один продольный
трос. Этим носовым продольным, выбирая его брашпилем, набивают носовой
шпринг. Руль перекладывают на борт в сторону причала и дают самый малый
ход вперед. Когда носовой шпринг примет на себя всю нагрузку от работы
двигателя, отдают носовой продольный. Величина переднего хода зависит от
того, как судно будет разворачиваться на носовом шпринге, отводя корму
на нужное расстояние от причала. Двигателю даются "Стоп", а затем задний
ход. Концы носового шпринга потравливают, отдают и выбирают. Руль
остается переложенным в сторону причала до тех пор, пока нос судна не
отойдет, от причала. Затем его ставят в положение "Прямо". Маневрируя
двигателем и рулем, судно отводят на достаточное расстояние от причала и
выводят из порта.
Отход судна от причала на кормовом шпринге (рис. 194,6). Этот способ
применяется тогда, когда обстановка у причала не позволяет отойти судну
на носовом шпринге. Отходить этим способом нужно с большой осторожностью,
чтобы не повредить винторулевую группу судна (особенно двухвинтового).
Этим способом могут пользоваться суда небольших размеров. Заключается он
в следующем. Отдают все носовые швартовы. На корме остается кормовой
продольный и кормовой шпринги. С помощью шпиля кормовым продольным
обтягивают кормовой шпринг. Руль перекладывают в сторону от причала.
Отдают кормовой продольный и дают самый малый ход назад. Нос судна
начнет отходить от причала. Когда он отойдет на необходимое расстояние
от причала, останавливают двигатель. Затем быстро травят, отдают и
выбирают кормовой шпринг. Когда под кормой будет "чисто", дают самый
малый ход вперед и отводят корму, а затем и судно от причала.
Сообразуясь с обстоятельствами, выходят из порта.
Отход судна от причала облегчается при отжимном ветре до 5 баллов или
отданном якоре.
Рис. 194. Отход судна от
причала на шпрингах: а - носовом; 6 - кормовом
Отход судна от причала с помощью буксирных судов.
С целью наибольшей безопасности судна при отходе от причала в
необходимых случаях с учетом конкретных условий и опыта судоводителей (капитана)
рекомендуется или обязывается пользоваться помощью портовых буксиров.
Количество буксиров определяет и заказывает капитан. Отход от причала с
помощью двух буксиров осуществляется следующим образом. Буксир подходит
к носу судна, подает (принимает) буксирный трос. Второй буксир подходит
к корме и также подает (принимает) буксирный трос. Затем оба отходят
перпендикулярно причалу на заданное расстояние от судна. На отходящем
судне одновременно отдают и выбирают все швартовные тросы. Если это
сделать невозможно, то в первую очередь отдают и выбирают все кормовые
швартовы. Это делается для того, чтобы в любой момент была возможность
оказать помощь буксирам своим двигателем. Когда по корме судна будет "чисто",
подается команда на буксиры и они одновременно начинают работать, отводя
судно от причала параллельно ему. Отойдя от причала на необходимое
расстояние, капитан, сообразуясь с обстоятельствами, принимает решение,
как в дальнейшем маневрировать для выхода из порта.
При отходе судна от причала с помощью более двух буксиров капитан дает
распоряжение, какому буксиру, где стоять и какую работу выполнять. Если
помощь в отшвар-товке оказывает один буксир, то капитан дает команду,
где ему работать - в носовой или кормовой части судна. Это зависит от
погодных условий, состояния судна (в балласте, или грузу), занятости
причала по носу и корме судна, отдан якорь или нет, как лежит якорная
цепь и от других обстоятельств, влияющих на отшвартовку. От того, где
поставлен буксир, зависят порядок отдачи швартовных тросов и
маневрирование судна с последующим выходом его из порта. В судовой
журнал записываются подробно все элементы отшвартовки.