В процессе эксплуатации судна возникает необходимость швартоваться к
судам, стоящим на якоре, у причалов, лежащим в дрейфе и на ходу,
управляемым и лишенным возможности управляться. Такая швартовка наиболее
опасна и требует большого внимания и дополнительных мер при ее
осуществлении. Подготовка к швартовным (отшвартов-ным) операциям и
маневрирование производятся обычным способом. Отличительной особенностью
считается следующее. Заблаговременно до швартовки суда связываются по
УКВ между собой и уточняют связь между судами во время швартовных
операций, место, борт и способы швартовки, положение судов и погодные
условия. Капитан швартующегося судна выполняет расчеты по швартовке и
проводит командирскую учебу, целью которой является
обеспечить максимум безопасности обоих судов. Инерция швартующегося
судна должна быть полностью погашена до подхода к миделю судна, к
которому швартуются. Все выступающие судовые части заваливаются внутрь
судна (лампы, прожектора, трапы и т. д.). На обоих судах вывешиваются
специальные мягкие резиновые кранцы. Желательно швартовку производить
только синтетическими и растительными тросами. Если таких тросов не
хватает на судне, то используют стальные с вставками длиной 15-30 м из
синтетических тросов, но обязательно одинаковой прочности. Прижимные
концы, как правило, не подаются, но должны быть в готовности для подачи.
По возможности создается крен 1-2° на противоположный борт швартовки.
Оба якоря должны быть изготовлены к отдаче. В портовых водах при
необходимости привлекаются для оказания помощи портовые буксиры. В
темное время суток на судах борта швартовок должны быть хорошо освещены.
Швартовка к судну, стоящему на якоре (рис. 195). Сложность швартовки к
судну, стоящему на якоре, заключается в том, что оно обладает
рыскливостью, которая зависит от глубины, типа судна и погодных условий.
Поэтому величина рыскливости и борт, с которого отдан якорь, уточняются
заблаговременно по УКВ-радиостанции. Лучше швартоваться с подветренного
борта. Швартующееся судно заходит с кормы судна, стоящего на якоре.
Следуют под острым углом или располагают курс параллельно диаметральным
плоскостям обоих судов. Полностью гасят инерцию на расстоянии броска
бросательных концов. Первыми подают продольные с носа и кормы, затем
шпринги и равномерно поджимают судно с помощью швартовных лебедок и
шпилей (брашпилей). Швартовные тросы желательно располагать под меньшим
углом к бортам судна, стоящего на якоре. Это зависит от типа судна,
причины швартовки, времени стоянки и погодных условий.
Отход осуществляют вперед или назад в тот момент, когда судно на якоре
максимально рыскнет в сторону ошвартованного судна. При отходе вперед
оставляется только кормовой шпринг, остальные швартовы отдаются. Руль
перекладывают в сторону внешнего борта. При расхождении носовых
оконечностей судов руль перекладывают в сторону судна, стоящего на
якоре, отдают и выбирают кормовой шпринг, дают передний ход. Как только
корма начнет отходить, руль ставят прямо. В дальнейшем, маневрируя СЭУ и
рулем, отходят на заданное расстояние и ложатся на курс.
При отходе задним ходом оставляют только носовой продольный, остальные
швартовы отдают и выбирают. Руль перекладывают в сторону судна, стоящего
на якоре. Когда выберут концы и под кормой будет <чисто>, начинают
работать задним ходом. Носовая часть отходящего судна за счет
продольного начинает прижиматься к судну, стоящему на якоре, а корма
отходить. Если под кормой <чисто>, отдают продольный, дают задний ход и
маневрируют аналогично отходу вперед.
Швартовка к судну, лежащему в дрейфе. Дрейфующее судно, имея в данный
момент определенную скорость и угол дрейфа по отношению к волне, в любой
момент может изменить эти величины. Поэтому подход к судну, лежащему в
дрейфе, производится с большой осторожностью. Инерция гасится
заблаговременно на безопасном расстоянии от судна. Борт швартовки,
сообразуясь с условиями швартовки и дрейфом обоих судов, выбирает
капитан швартующегося судна. Сближение судов, подача швартовных тросов,
их крепление, стоянка и отход судна идентичны швартовным операциям к
судну, стоящему на якоре.
Рис. 195. Подход и швартовка лагом к судну,
стоящему на якоре
Швартовка к судну на ходу. При таком способе швартовки маневрирует
швартующееся судно. Другое судно удерживает постоянный режим движения,
т. е. не изменяет курс и скорость. Курсы обоих судов должны лежать
против ветра или по ветру. Швартовку к судну на ходу можно выполнить с
траверзного направления лагом и в кильватер.
Рассмотрим здесь первый способ. Швартующееся судно подходит на
расстояние около кабельтова, имея другое судно на траверзе, маневрируя
машиной и рулем, приближается на расстояние, достаточное для подачи
бросательных концов. Подают носовой и кормовой продольные тросы. Если
позволяют условия, то после подачи швартовов надо работать машиной
только одному судну, а второму остановить машину или подрабатывать самым
малым ходом. Эта швартовка в основном выполняется судами небольшой
грузоподъемности.
В последнее время швартовку на ходу и грузовые операции стали проводить
и крупнотоннажные суда.