Надежное закрытие всех отверстий в корпусе судна имеет большое
значение. Ответственность за состоянием водонепроницаемых закрытий
возлагается на старшего помощника капитана.
Перед выходом в море старший помощник обязан лично убедиться в
надежности закрытия грузовых люков. При ухудшении погоды должны быть
закрыты все палубные горловины и люки, а также водонепроницаемые двери,
ведущие на палубу из надстроек. Проверяет закрытие дверей и люков
вахтенный штурман. О результатах проверки он делает запись в судовом
журнале.
Все бортовые иллюминаторы при штормовой погоде должны быть задраены, а
на иллюминаторах, расположенных близко от ватерлинии, нужно задраить и
штормовые крышки (заглушки). В пассажирских помещениях иллюминаторы
закрывают и открывают только по распоряжению судовой администрации
специально выделенные лица судовой команды. Чтобы пассажиры не могли
открыть иллюминаторы, на задрайках вместо барашков поставлены гайки,
заворачиваемые особым ключом, который хранится у судовой администрации.
Надежная работа водонепроницаемых и люковых закрытий обеспечивается
тщательным уходом за ними и правильной их эксплуатацией.
Все ролики, шарниры, болты и задрайки люкового закрытия должны быть
хорошо расхожены и смазаны. Необходимо следить за чистотой водосточных
желобов и направляющих, по которым перемещаются ролики. Уплотняющая
резина должна быть целой и эластичной. На резину не должно попадать
масло, и ее нельзя закрашивать. Пришедшие в негодность резиновые
прокладки следует заменить новыми.
Под постоянным наблюдением должны находиться все водонепроницаемые
двери. Петли дверей и задрайки необходимо расхаживать. Винтовые и
зубчатые приводы клинкетных дверей, а также клиновые направляющие должны
быть хорошо смазаны. Не реже 1 раза в месяц клинкетные двери проверяют в
действии на плотность закрытия. При этом проверяют также работу
дистанционного привода и централизованной системы управления. О
результатах проверки делают запись в судовом журнале.
На всех водонепроницаемых и противопожарных закрытиях судовых помещений
должны быть нанесены знаки маркировки, которые определяют порядок их
задраивания (отдраивания).
Закрытия, ведущие в помещения для хранения взрывчатых веществ,
пиротехники и аккумуляторов, а также в грузовые танки наливных судов и
химовозов, маркируют буквой "Б". Эти закрытия должны быть всегда
задраены и закрыты на замок.
Люки и горловины междудонных и бортовых отсеков, форпиков и ахтерпиков,
а также цистерн пресной воды и топлива маркируют буквой "3". Они должны
быть всегда задраены, а цистерны пресной воды дополнительно закрыты на
замок.
Наружные закрытия на палубе переборок и все закрытия ниже этой палубы
задраиваются по приказанию вахтенного помощника капитана в случае
опасности (шторм, ограниченная видимость, вход в док и т. п.), а также
по общесудовой тревоге. Эти закрытия маркируют буквой "П".
Закрытия, расположенные выше палубы переборок и противопожарные двери
маркируют буквой "Т". Их задраивают по общесудовой и химической тревоге.
Указанная маркировка производится синей краской внутри синего кольца
диаметром 100 мм. На закрытиях, которые задраивают по тревоге в первую
очередь, синие буквы "П" и "Т" изображаются на фоне красного квадрата.
Белая буква "П" на фоне синего круга означает, что это закрытие может
быть отдраено после сигнала тревоги в ночное время для обеспечения
нормальных условий для членов экипажа с разрешения вахтенного помощника
капитана, если позволяет обстановка.