При плавании в море на судне может возникнуть такая аварийная
ситуация, когда экипаж вынужден покинуть судно. Момент и порядок
оставления судна определяет капитан. Этому предшествует борьба экипажа
за его живучесть и все принятые меры по спасению судна, груза и
пассажиров. Спасение людей осуществляется в основном на коллективных
средствах спасения - шлюпках, плотах. Несмотря на то что морское
судно-надежное плавучее инженерное сооружение, в исключительных случаях
возникает угроза гибели судна. В этой ситуации объявляется шлюпочная
тревога. Сигнал шлюпочной тревоги -7 коротких и 1 продолжительный звук
звонком громкого боя. При выходе его из строя сигнал подается судовым
свистком и повторяется 3-4 раза.
При объявлении шлюпочной тревоги каждый член экипажа должен прибыть к
месту сбора в соответствии с расписанием по тревоге тепло одетым и в
спасательном жилете. Необходимо принять меры, исключающие панику среди
экипажа и пассажиров. Шлюпки по указанию капитана заблаговременно во
время борьбы за живучесть судна подготавливаются и приспускаются. Кроме
основного снабжения, в шлюпку грузятся дополнительные запасы (пресная
вода, пиротехника, продукты питания и т. д.). Перед спуском шлюпки
необходимо ввинтить пробку в сливное отверстие, отдать швартовы, отдать
стопоры шлюпбалок. Посадка людей в шлюпку может производиться на' месте
со шлюпочной палубы или по штормтрапам и мусингам. Спуск шлюпки
производится отдачей центробежного тормоза, управление спуском шлюпки
находится на палубе. При волнении следует спускать шлюпку на подошву
волны и выкладывать шлюп-тали в момент подъема шлюпки на волне.
Некоторые типы закрытых шлюпок, особенно на танкерах, оборудованы
механизмами для спуска шлюпок и отдачи шлюпталей непосредственно из
шлюпки.
В первую очередь в шлюпку необходимо посадить детей, женщин, престарелых
и больных, затем остальных пассажиров и членов экипажа.
Для отхода шлюпки от борта необходимо: запустить двигатель, отдать
фалини, переложить руль в сторону от борта судна, оттолкнуть шлюпку
опорными крюками, дать ход, отойти от борта на безопасное расстояние и
оказать помощь плавающим в воде людям.
Для спасения применяются сбрасываемые надувные спасательные плоты. Перед
сбрасыванием плота необходимо проверить крепление пускового линя,
нажатием педали освободить найтов и откинуть его, сбросить плот
(контейнер) за борт Чтобы привести в действие пусковое устройство плота,
необходимо выбрать слабину пускового линя и резко дернуть его. Плот
начнет наполняться газом, разрывные болты бандажей разомкнутся,
контейнер раскроется и отпадет Через 25-30 с плот наполнится газом и
будет готов к приему людей Плот подтягивают за линь и удерживают у борта
во время посадки людей. Прыгая в плот, следует стараться попасть на вход
или на надувные арки
Для отхода плота от судна на безопасное расстояние необходимо перерезать
пусковой линь.
В любом случае рекомендуется спустить на воду все судовые шлюпки и
плоты, ими могут воспользоваться оказавшиеся в воде люди. Моторные
шлюпки помогают отойти от борта остальным спасательным средствам.
Спасательные средства на воде должны держаться вместе Для этого они
связываются друг с другом. Так их легче обнаружить при поиске и
спасании, а они могут оказать помощь друг другу.
Экипаж в спасательном средстве должен беспрекословно выполнять
требования своего командира и следовать инструкции по сохранению жизни.
Командир должен обеспечить: размещение людей с учетом раненых; оказание
первой помощи пострадавшим; изъятие у всех без исключения колющих и
режущих предметов; организовать постоянное дежурство и наблюдение за
морем и воздухом; организацию выдачи воды и пищи; соблюдение дисциплины
и поддержания доверия друг к другу. Все это поможет избежать страха и
сохранить хорошее настроение и высокий моральный дух. Немаловажное
значение имеет занятость всех спасенных посильным поручением.
Главная государственная морская инспекция в Руководстве по оставлению
судна предлагает капитанам судов обеспечить нахождение Руководства на
видных местах и использовать его в качестве пособия для отработки
действий по спасению людей на море и рекомендует помнить, "... что
борьба за живучесть судна, оставление судна на море потребует от каждого
не только умения и физического напряжения, но и сохранения достоинства
советского моряка в любых обстоятельствах".