Большую опасность для судна, пассажиров и экипажа представляет
посадка его на мель.
Посадка на мель по вине судоводителя произойдет, если он:
небрежно вел прокладку курса и счисление, допустил ошибку в определении
места судна;
недостаточно хорошо изучил и проработал район плавания и не выполнил
рекомендации для плавания, изложенные в лоции и других пособиях;
пользовался неоткорректироваными навигационными картами, лоциями и
другими пособиями или допустил ошибку при опознавании берега и береговых
ориентиров;
не использовал глубомерные приборы, особенно при плавании вблизи
берегов; '
не обнаружил своевременно выход из меридиана гирокомпаса, а постоянное
сличение его с магнитным компасом не велось;
не выполнил требований хорошей морской практики при плавании в
малоизученных районах и в ледовых условиях, а также другие причины,
зависящие от судоводителя.
По стихийным обстоятельствам (форсмажор) судно окажется на мели, когда:
повреждены главный двигатель или руль, а якорь не держит (скалистая
плита или большая глубина);
внезапно налетевший шквал или сильный штормовой ветер обрывает
якорь-цепь или якорь не держит, а машины не справляются;
при плавании во льдах происходит сжатие судна льдом и дрейф вместе с
ледяными полями на отмель или преднамеренная посадка судна на мель с
целью спасения самого судна, груза, пассажиров и экипажа;
происходит не предусмотренное резкое падение уровня воды (на реках,
водохранилищах, внутреннем и внешнем рейдах);
под действием сильного ветра вблизи отмели теряется управляемость
(особенно опасно для небольших судов).
Если возникла опасность посадки судна на мель, то экипаж должен принять
все меры для ее избежания. Тогда, когда посадку на мель предотвратить не
удалось, необходимо выполнить следующие действия: застопорить ход;
объявить общесудовую тревогу; закрыть водонепроницаемые и пожарные
двери; включить УКВ; определить место судна; заметить курс и скорость
судна в момент касания грунта; выставить сигнал в соответствии с
МППСС-72, если ночью, включить освещение; если есть повреждения,
определить их характер и приступить к их ликвидации; принять меры для
избежания утечки нефтепродуктов; т-щательно осмотреть корпус; произвести
тщательный замер уровней воды в танках, трюмах, льялах, междудонных и
других отсеках судна; ручным лотом промерить глубины вокруг судна, снять
осадки, определить потерю водоизмещения.
Подготовить и дать радиограмму в пароходство и капитану ближайшего порта
по форме: время, место, обстоятельства посадки на мель, осадка и крен до
и после посадки, потеря водоизмещения, повреждения судна, промеры глубин
вокруг судна /гидрометеорологические условия. Постоянно поддерживать
связь ,с пароходством, Замеры в отсеках производить как можно чаще, пока
судно на мели, и некоторое время после съемки. Определить характер
грунта. Глубины и характер грунта наносят на схематический план судна,
на котором показаны водонепроницаемые переборки, трюмы (танки) и
машинное отделение (рис. 219). Заштрихованная часть судна на рисунке -
район соприкосновения корпуса судна с грунтом. Для его определения
иногда используют подкильные концы, заводя их с носа и кормы под
корпусом судна. В месте соприкосновения с грунтом их обтягивают и
получают линию соприкосновения корпуса с грунтом.
При первой возможности на воду спускают шлюпку и с нее, как можно
точнее, снимают осадку судна. Она необходима для расчетов по снятию
судна с мели. На схематическом плане судна вычерчивают линию осадок.
Сравнивая осадку и глубину, измеренную в определенных точках по обоим
бортам судна, можно точнее определить границы касания грунта.
Затем от борта под определенным углом производят промер окружающих
глубин до нужного расстояния от судна. Полученный таким образом планшет
глубин
укажет безопасные глубины и стороны снятия судна с мели. На планшете
указывают: дату, время и состояние прилива в момент промера, направление
и скорость течения. Устанавливают радиосвязь с находящимися поблизости
судами (в первую очередь советскими) и наносят их позиции на генеральную
карту. При посадке на мель в штормовую погоду или при ее ухудшении,
чтобы не получить дальнейшее продвижение в сторону отмели или
повреждение от ударов о грунт, судно закрепляют на мели затоплением
водой свободных отсеков, а также грузовых (если судно порожнее или груз
не боится подмочки - металл, трубы, железобетонные конструкции и т. д.).
Необходимо запросить прогноз погоды, определить стадию прилива в момент
посадки, время ближайшей полной и малой воды, их величину, направление и
скорость течения.
О всех проводимых на судне мероприятиях с момента посадки на мель ведут
подробные записи в судовом журнале.
Успех снятия судна с мели зависит от: характера грунта, глубин,
возможного увеличения уровня воды, величины потери плавучести и
повреждения корпуса, от размера и расположения участков касания днищем
грунта, гидрометеорологических условий, знания и опыта экипажа.
Рис 219 Схематический план судна при посадке на
мель: - значения осадок судна, 2- род грунта, 3- измерение глубины, 4-
район соприкосновения корпуса судна с грунтом, 5-шкала осадки кормой,
6-линия осадок, 7-шкала осадки носом
Если повреждений корпуса нет или они незначительны, грунт мягкий,
потеря плавучести небольшая и гидрометеорологическая обстановка хорошая,
судно может сойти с мели без посторонней помощи, используя для этого
работу СЭУ, прилив, откачку балласта, дифферентовку и кренование, завоз
якорей и другие способы, приемлемые в данном случае.
Работать винтами можно только тогда, когда под кормой чисто и имеется
запас воды.
Задний ход рекомендуется давать реверсами со "Стопа". Не исключены
передний ход и перекладка руля с борта на борт.
Время работы СЭУ и реверсы зависят от данной ситуации на месте и их
полезности.
Однако следует учитывать, что продолжительная работа на задний ход
размывает грунт и гонит его под днище.
Становые якоря по возможности отклепывают, крепят к тросам и завозят как
можно дальше в направлении, намеченном для снятия судна с мели. Крепят
их в грунте. Обтягивают тросы лебедками и шпилями (брашпилями). После
этого одновременно начинают работать главным двигателем, лебедками и
шпилями. Иногда эту трудоемкую работу приходится выполнять не один раз.
При снятии судна с мели резким натяжением буксирного троса
буксирующего судна тяговая сила увеличивается в несколько раз. Однако
следует иметь в виду, что при резких рывках возможен разрыв буксирного
троса.
При привлечении к работам нескольких судов расстановка их производится с
таким расчетом, чтобы равнодействующая всех сил напряжения буксирующих
судов совпадала с направлением, выбранным для снятия судна с мели.
Работа судов-спасателей тем эффективнее, чем длиннее буксирный трос и
больше водоизмещение судна.
Для снятия судна с мели практикуют промывку канала гребными винтами
другого судна. Для этого на безопасной глубине судно становится на два
якоря и подает буксирный трос на аварийное судно.
При снятии судна с мели резким натяжением буксирного троса буксирующего
судна тяговая сила увеличивается в несколько раз. Однако следует иметь в
виду, что при резких рывках возможен разрыв буксирного троса.
При привлечении к работам нескольких судов расстановка их производится с
таким расчетом, чтобы равнодействующая всех сил напряжения буксирующих
судов совпадала с направлением, выбранным для снятия судна с мели.
Работа судов-спасателей тем эффективнее, чем длиннее буксирный трос и
больше водоизмещение судна.
Для снятия судна с мели практикуют промывку канала гребными винтами
другого судна. Для этого на безопасной глубине судно становится на два
якоря и подает буксирный трос на аварийное судно.