Уголовная ответственность
судоводителей за нарушение действующих правил и требований нормативных
документов
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта
[ст. 85 Уголовного Кодекса (УК) РСФСР]. Кроме кораблекрушений, аварий и
аварийных происшествий, к тяжким последствиям с привлечением к уголовной
ответственности относятся длительное нарушение графика движения судов,
значительный простой или недоброкачественный ремонт. Поэтому в ст. 85 УК
РСФСР сказано, что нарушение работником водного транспорта правил
безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее несчастные
случаи с людьми, крушение, аварию или тяжкие последствия, а также
недоброкачественный ремонт транспортных средств, повлекший те же
последствия, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 15 лет. Те же
деяния, если они только создают угрозу наступления тех' же лоследствий,
наказываются лишением свободы на срок от 1 года до 3 лет или
исправительными работами на срок до 2 лет.
Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие. Неоказание помощи
выражается в несовершении действий, которые необходимо было совершить в
конкретной ситуации в связи с тем, что на море гибли люди.
Ответственность за неоказание помощи исключается в том случае, если
помощь сопряжена с серьезной опасностью для своего судна, и для
находящихся на нем экипажа и пассажиров. Поэтому на основании ст. 129 УК
РСФСР за неоказание помощи капитан судна или лицо, исполняющее его
обязанности, людям, гибнущим на море без серьезной опасности для своего
судна, экипажа и пассажиров, наказывается лишением свободы на срок до 2
лет или исправительными работами на тот же срок с лишением права
занимать должность капитана или без такового.
Неоказание помощи при столкновении судов или несообщение названия судна.
В данном случае рассматривается ответственность за неоказание помощи
только судну. Капитан судна или лицо, исполняющее его обязанности,
привлекается к уголовной ответственности по ст. 204 УК РСФСР, если
столкновение судов имело место только в море или океане. Оценку
возможностей капитана и оценку конкретной обстановки для принятия
должных мер по спасению судна, как правило, решает назначенная
экспертиза. Уголовная ответственность наступает только в том случае,
если капитан столкнувшегося судна имел возможность сообщить другому
судну, участвовавшему в столкновении, название своего судна и порт
приписки, места своего отправления и назначения. Поэтому непринятие
должных мер капитаном одного из столкнувшихся на море судов для спасения
другого судна, если эти меры не создавали серьезной опасности своему
судну, экипажу и пассажирам, наказывается лишением свободы на срок до 1
года
или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до 300 руб.
Несообщение капитаном судна другому судну, столкнувшемуся с ним на море,
необходимых данных о своем судне, несмотря на возможность их сообщить,
наказывается исправительными работами на срок до 3 мес, или штрафом до
100 руб.
Незаконный подъем Государственного флага СССР или союзной республики на
торговом судне. Незаконный подъем Государственного флага СССР или
союзной республики признается в том случае, если этот флаг поднят на
иностранном торговом судне при нахождении его на территории РСФСР. Как
состав преступления рассматривается подъем Государственного флага СССР
на советском судне без соответствующего на то разрешения.
Ответственность наступает в том случае, если судно следовало водным
путем, находящимся на территории РСФСР или в открытом море, а порт
прибытия судна расположен на территории РСФСР. В этих случаях состав
преступления рассматривается как умышленный и привлекается к
ответственности любое лицо, достигшее 16-летнего возраста и совершившее
это преступление. Поэтому на основании ст. 203 УК РСФСР подъем
Государственного флага СССР или союзной республики на торговом судне без
права на этот флаг наказывается лишением свободы на срок до 1 года с
конфискацией судна или без таковой.
Нарушение действующих на транспорте правил. При определении преступления
прежде всего необходимо установить факт нарушения правил об охране
порядка и безопасности движения. Привлечение к ответственности
происходит только в том случае, когда в результате действий
(бездействий) наступили тяжкие вредные последствия, к которым относятся
расстройство здоровья и телесные повреждения или нанесение значительного
материального у-щерба (судно, груз, сооружение и т. д,). Совершившим
преступления может быть как работник транспорта, так и частное лицо
(пассажир), Поэтому на основании ст, 213 УК РСФСР нарушение действующих
на транспорте правил об охране порядка и безопасности движения, если это
повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, наказывается лишением
свободы на срок до 5 лет,
Загрязнение моря. За загрязнение моря веществами, отходами и
материалами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, ст,
223 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1974 г. с
дополнениями и изменениями от 21 мая 1980 г. предусматривается уголовная
ответственность:
незаконный сброс в целях захоронения в пределах внутренних морских и
территориальных вод СССР с судов веществ, отходов и материалов, вредных
для здоровья людей или для живых ресурсов моря наказывается лишением
свободы на срок до 1 года или исправительными работами до 1 года, или
штрафом до 10 000 руб.;
те же действия, причинившие существенный вред здоровью людей или живым
ресурсам моря, наказываются лишением свободы на срок до 5 лет или
штрафом до 20 000 руб.;
незаконный сброс с судов или непринятие необходимых мер к предотвращению
потерь ими веществ или смесей, содержащих такие вещества свыше
установленных норм или других отходов, которые могут нанести ущерб зонам
отдыха или препятствовать использованию моря, а ровно загрязнения вод
открытого моря в нарушение международных договоров СССР наказываются
лишением свободы на срок до 2 лет или исправительными работами на срок
до 1 года, или штрафом до 15 000 руб.;
те же действия, причинившие существенный вред здоровью людей или живым
ресурсам моря, зонам
отдыха и т, д. наказываются лишением свободы на срок до 5 лет, или
штрафом до 26 000 руб.
Несообщение должностными лицами судов администрации ближайшего
советского порта сведений о готовящемся или произведенном без крайней
необходимости сбросе в водах СССР вредных веществ, смесей, наносящих
ущерб здоровью людей, флоре, фауне, наказывается исправительными
работами на срок до одного года или штрафом до 500 руб.
Местом совершения рассматриваемого преступления являются внутренние
морские и территориальные воды СССР, а также воды открытого моря.
Преступными признаются действия, если они были произведены умышленно.
Факт незаконного сброса вредных веществ признается преступлением. Для
определения не только факта, но и степени загрязнения назначается
соответствующая экспертиза. Преступление может быть совершено как
умышленно, так и по неосторожности. Ответственным за преступление может
быть капитан судна или другие члены команды, ответственные за
недопущение сброса в воду (море) веществ, вредных для здоровья людей,
флоры и фауны.
За несообщение и умалчивание о сбросе вредных веществ виновные
привлекаются к уголовной ответственности.
Советское законодательство наряду с уголовной ответственностью
устанавливает и административную ответственность за нарушения,
представляющие опасность загрязнения моря вредными веществами.
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1985 г.,
предусматривающий ответственность за управление транспортными средствами
в состоянии опьянения (ст. 20). Лица, управляющие транспортными
средствами в состоянии опьянения, или передача управления лицу,
находящемуся в таком состоянии, подвергаются штрафу в размере 100 руб.,
или лишению права управления на срок до 3 лет.
Должностные лица, допускающие к управлению транспортными средствами лиц,
находящихся в состоянии опьянения, подвергаются административному
взысканию в виде штрафа в размере 100 руб., а если это повлекло тяжкие
последствия, то согласно ст. 211 УК РСФСР наказываются лишением свободы
на срок до 5 лет, или исправительными работами на срок до 2 лет, или
штрафом
от 100 до 300 руб. с лишением права занимать должность на срок до 5 лет.