Возникновение и развитие
мероприятий по предупреждению столкновений судов в море
Главной целью обеспечения безопасности мореплавания является
предупреждение столкновений. Столкновение судов - распространенный вид
навигационных аварий, которые вызывают большие повреждения судов и
нередко ведут к их гибели. Основным документом, определяющим действия
судоводителей при расхождении судов, являются Международные правила
предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72).
Если бы все судоводители четко выполняли эти Правила и не допускали их
нарушений, то столкновения были бы сведены к минимуму и явились бы лишь
результатом действий непреодолимой силы природы (форсмажорные
обстоятельства). Однако статистические данные показывают, что количество
столкновений не уменьшается, а убытки от них возрастают из-за увеличения
тоннажа судов и скоростей. Основным условием правильного применения
МППСС является одинаковое толкование и понимание Правил всеми
судоводителями. Твердое знание и умелое применение МППСС являются
абсолютно необходимой частью знаний любого судоводителя на любом судне.
МППСС вырабатывались постепенно на основе обобщения многовекового опыта
мореплавания всех стран, когда стало очевидно, что действия
судоводителей при встрече судов нуждаются в регламентировании. Первым
источником, в котором были отражены вопросы судовождения судов, был свод
законов о мореплавании и торговле, действовавший на о. Родос в IV в. до
н. э. В дальнейшем правила плавания и расхождения развивались и
совершенствовались. В России в 1837 г. впервые были изданы Правила для
плавания казенных и частных судов во всех проходах и реках Российской
Империи.
В 1848 г. между Великобританией и Францией было достигнуто соглашение о
признании Правил предупреждения столкновений судов (ППСС), составленных
Английским адмиралтейством с учетом некоторых французских поправок. В
том же году эти Правила были признаны Россией и другими странами, т. е.
они практически стали международными. В Правилах определялся порядок
расхождения парусных паровых судов и впервые появилось понятие
умеренного хода. Эти Правила уточнялись в 1852 и 1863 гг., а в 1884 г. в
них были включены правила и о сигналах во время тумана.
Первые официальные Международные Правила предупреждения столкновения
судов в море были приняты в 1889 г. на Вашингтонской конференции,
которая приняла Конвенцию по охране человеческой жизни на море.
В СССР Правила предупреждения столкновений судов в море были введены в
1922 г. В 1948 г. состоялась очередная Международная конференция,
которая приняла новую Конвенцию по охране человеческой жизни на море,
куда в виде приложения вошли новые ППСС. Эти Правила вошли в силу с 1
января 1954 г. Однако вскоре возникла необходимость вновь пересмотреть
ППСС, так как на морских судах стали применять РЛС.
В 1960 г. на Международной конференции, принявшей Конвенцию по охране
человеческой жизни на море, был принят новый текст ППСС. В виде
приложения в эти правила были включены Рекомендации по использованию
радиолокационной информации для предотвращения столкновений судов.
ППСС-60 вступили в силу с 1 сентября 1965 г..
Опыт, накопленный мореплавателями с 1965 г., показал, что ППСС-60
нуждается в дальнейшем совершенствовании. В 1972 г. в Лондоне на
Международной конференции впервые в истории мореплавания принята
Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в
море 1972 г. Конвенция и Правила были приняты конференцией, созванной
ИМКО. В эти Правила внесены изменения, связанные с приведением их на
уровень современности, с учетом достигнутого прогресса в судостроении,
средствах судовождения, а также возрастающей интенсивности судоходства.