Основным документом в СССР, регламентирующим торговое мореплавание,
является Кодекс торгового
мореплавания (КТМ) Союза ССР, который утвержден Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 г. с последними изменениями и
дополнениями от 27 июля 1982 г.
Документами, призванными обеспечить безопасность мореплавания, являются:
Международная ковенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.
(СОЛАС-74);
Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении
вахты 1978 г.;
Международная конвенция о грузовой марке 1966 г.;
Международные правила предупреждения столкновения судов в море
(МППСС-72);
Международный свод сигналов (МСС-65), 2-е изд. 1982 г.;
Международные конвенции, наставления, инструкции, правила по охране
окружающей среды;
Правила Регистра СССР;
Правила морской перевозки опасных грузов (МОПОГ);
Наставление по борьбе за живучесть судов морского флота (НБЖС-81);
Наставление по организации штурманской службы на судах Министерства
морского флота Союза ССР (НШС-82);
Устав службы на судах Министерства морского флота Союза ССР;
Устав о дисциплине работников морского транспорта;
Правила техники безопасности на судах морского флота;
Положение о технической эксплуатации морского флота;
Правила технической эксплуатации судовых технических средств (ПТЭ);
Общие правила морских и рыбных портов Союза ССР;
Приказы, инструкции и положения, издаваемые Минморфлотом.
В Министерстве морского флота СССР созданы специальные органы надзора и
контроля за обеспечением
безопасности мореплавания: Главная государственная морская инспекция
(Госморинспекция), служба безопасности мореплавания пароходства, капитан
морского торгового порта и др.
Госморинспекция осуществляет:
контроль за соблюдением на морском транспорте законодательств,
направленных на обеспечение безопасности мореплавания, организацию
помощи терпящим бедствия на море, организацию в морских бассейнах страны
судоподъемных, подводно-технических, аварийно-спасательных, морских и
океанских экспедиционных буксировочных работ;
методическое руководство деятельностью служб безопасности мореплавания
пароходства и инспекций портового надзора в морских торговых портах СССР
по обеспечению безаварийной работы флота, организацию по ликвидации
аварийных разливов нефтепродуктов и других вредных веществ с судов, а
также всеми видами аварийно-спасательных и других работ.
Основной задачей службы безопасности мореплавания пароходства является
обеспечение безаварийной работы судов пароходства, контроль за
исполнением в пароходстве и подчиненных ему организациях действующих
законов, правил, приказов и положений, направленных на' повышение
безопасности плавания и охрану человеческой жизни на море.
Государственный надзор за торговым мореплаванием в СССР по обеспечению
безопасности мореплавания осуществляет капитан морского торгового порта.
Он подчиняется начальнику порта, а по вопросам надзора за безопасностью
мореплавания и дипломированию лиц командного состава морских судов
находится в подчинении Госморинспекции Минморфлота. Капитан порта
возглавляет Инспекцию портового надзора, имеет гербовую печать и вымпел.
Его распоряжения по вопросам надзора и обеспечения безопасности
мореплавания обязательны для всех предприятий, организаций и отдельных
лиц независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. На
капитана порта возлагается надзор за соблюдением действующих законов,
постановлений, распоряжений, приказов, правил и международных договоров
по торговому мореплаванию, касающихся безопасности мореплавания,
принятия мер по предупреждению и пресечению их нарушений, круглосуточный
надзор за соблюдением порядка, обеспечивающего безаварийную работу в
порту и на подходах к нему, контроль за глубинами на акватории порта и
за технической исправностью навигационных и технических средств и
устройств порта, а также за чистотой акватории порта.