Правило 9 МППСС-72 трактует, что в условиях, где достаточно водной
акватории, обгоняющее судно должно держаться в стороне от пути
обгоняемого до тех пор, пока обгоняемое судно не будет окончательно
пройдено и оставлено позади. И никакое затем последовавшее изменение во
взаимном положении двух судов не может дать повода считать обгоняющее
судно судном, идущим на пересечение курса, или освободить обгоняющее
судно от необходимости держаться в стороне от обгоняемого. Если
возникают сомнения, является ли судно обгоняющим, следует считать, что
это именно так, и действовать - соответственно.
При следовании в узкости обгон может быть совершен только при условии,
что обгоняющее судно предпримет все действия, позволяющие безопасный
проход. Судно,, которое намеревается произвести обгон, должно указать
свое намерение подачей звукового сигнала (Правило 34): два
продолжительных и один короткий звук - <Я намереваюсь обогнать Вас по
правому борту>; два продолжительных и два коротких звука - <Я
намереваюсь обогнать Вас полевому борту>. Обгоняемое судно, если оно
согласно на обгон, должно подать сигнал - один продолжительный и один
короткий, один продолжительный и один короткий и не принимать действий,
мешающих обгону. Если обгоняемое ^удно испытывает сомнения в отношении
безопасности обгона, .оно должно немедленно подать по меньшей мере пять
коротких и частых звуков свистком и сопровождать их световыми сигналами.
Судно, приближающееся к изгибу или такому участку узкого прохода или
фарватера, где другие суда могут быть не видны из-за наличия
препятствий, должно следовать с особой осторожностью и подавать звуковой
сигнал - один продолжительный звук.
Расхождение судов на встречных курсах (МППСС-72, Правило 14).
Когда два судна с механическим двигателем сближаются на противоположных
или почти противоположных курсах так, что возникает опасность
столкновения, то каждое из этих судов должно изменить свой курс вправо
так, чтобы разойтись левыми бортами. В этой ситуации нет
привилегированного судна. Изменение курса вправо должно быть
решительное, своевременное и значительное с тем, чтобы этот маневр был
ясно различим с другого судна. Если существует сомнение в том, что идут
ли суда навстречу друг другу, то следует считать, что идут и изменить
курс вправо.
Расхождение судов, идущих пересекающимися курсами (МППСС-72, Правила 15,
16). Когда два судна с механическими двигателями идут пересекающимися
курсами так, что возникает опасность столкновения, то судно, которое
видит другое справа, должно уступить ему дорогу. Оно должно избегать
пересечения курса другого судна у него по носу. Каждое судно, которое
обязано уступить дорогу другому судну, должно предпринять
заблаговременные и решительные действия с тем, чтобы безойасно разойтись
с другим судном.
Действия судна, которому уступают дорогу (МППСС-72, Правило 17).
Когда одно из двух судов должно уступить дорогу другому, то это другое
судно должно сохранять курс и скорость. Однако, когда этому другому
судну становится ясно, что судно, обязанное уступить дорогу, не
предпринимает соответствующего действия или обнаружит, что оно находится
настолько близко к другому судну, что столкновения нельзя избежать
только действием судна, уступающего дорогу, оно должно предпринять такой
маневр, который наилучшим образом поможет предотвратить столкновение.
Предпринимая действия на избежание столкновения и безопасное
расхождение, судно, которому уступают дорогу, не должно, если позволяют
обстоятельства, изменять курс влево, когда слева от него находится
судно, уступающее ему дорогу.
Все маневры по расхождению судов сопровождаются звуковыми и световыми
сигналами согласно Правилу 34. Ничто не освобождает судно, обязанное
уступить дорогу, от выполнения этой обязанности.