Съемке с якоря предшествует подготовительная работа. Она заключается
в том, что СЭУ и рулевое устройство готовят к работе. Для этого по
разрешению с мостика производят опробование на холостом ход^ рулевой
машины и делают пробный
пуск двигателя. Об их готовности старший (главный) механик докладывает
на мостик. Проверяется работа телефона и звуко-сигнальных средств,
снимаются показания часов и сверяется машинный телеграф на мостике и в
ЦПУ. Заказывается питание (ток, пар) на брашпиль и вода для обмыва
якорной цепи и якоря. Вызывают на бак третьего помощника капитана,
боцмана и матроса. Под руководством помощника капитана готовят якорное
устройство. Производят внешний осмотр брашпиля, поворачивают на холостой
ход, убеждаются в исправности его работы, проверяют наличие воды в
пожарной магистрали, соединяют механизм брашпиля со звездочкой. О
готовности судна к съемке с якоря старший помощник докладывает капитану
По команде с мостика на бак "Вира якорь" боцман ослабляет ленточный
стопор и приводит в работу брашпиль.
Помощник капитана, руководящий выборкой якоря, контролирует состояние
выходящей из воды якорной цепи и постоянно докладывает по УКВ или
телефону на мостик о ее направлении, натяжении. Боцман, управляя
брашпилем, сообщает ударами в рынду прохождение очередной смычки.
Количество ударов в рынду указывает, сколько смычек прошло через
брашпиль. Помощник капитана также сообщает на мостик прохождение
количества смычек. Матрос следит за правильностью укладки якорной цепи в
цепной ящик, при необходимости дополнительно промывает ее в якорном
клюзе из шланга. Когда якорная цепь займет вертикальное положение - "панер",
т. е. такое положение, когда начнет подниматься шток якоря (рис. 177),
дают сигнал рындой (частые удары). "Якорь встал" - это момент отрыва
якоря от грунта и. переход судна из состояния "на якоре" в состояние "на
ходу". Спускают якорный шар или выключают якорные огни и освещение
палубы и включают ходовые огни.
Рис 177 Положение якорной цепи "панер"
При благоприятных условиях погоды и окружающей обстановке, пока якорь
не вышел из воды, ход судну давать не следует, так как якорь может
оказаться "нечист" О прохождении смычек и состоянии якоря помощник
капитана докладывает на мостик, в том числе и что "якорь вышел из воды,
чист" или "якорь нечист". После выхода "чистого якоря" из воды его
хорошо промывают и поднимают на место, сообщают об этом на мостик тремя
четкими ударами в рынду и словами "Якорь на месте". При съемке с якоря
на волнении, когда нос судна резко и высоко поднимается и опускается,
существует опасность обрыва якорной цепи. Чтобы якорная цепь не
оборвалась, подрабатывают машиной самым малым ходом вперед и при
необходимости "подрывают" якорь.
При съемке судна с двух якорей первым выбирают якорь, у которого в воде
меньше якорной цепи или якорь того борта, который расположен ближе к
опасностям и стоящим рядом судам.
Маневр съемки судна с якоря необходимо рассчитывать так, чтобы к моменту
окончания съемки с якоря судно занимало наиболее выгодное положение для
начала движения.
С выходом из порта в море якоря крепят по-походному. Эта работа состоит
из следующих элементов. Обжимают ленточный стопор. Разъединяют механизм
брашпиля и звездочку. Крепят винтовые и дополнительные стопора. Палубные
клюзы при коротких переходах закрывают металлическими крышками или
парусиновыми чехлами - брюканцами. Если предстоит дальний переход,
палубные клюзы цементируют, т е. закрывают палубный клюз специально
изготовленными деревянными клиньями и, проконопатив паклей, заливают
сверху цементным раствором. Для быстрого затвердевания добавляют в него
раствор жидкого стекла. Этот способ закрывания клюзов надежен. Он
полностью предохраняет цепные ящики от попадания в них воды. Брашпили и
их пульты управления зачехляют. Съемкой судна с якоря руководит капитан.